Справочный материал
Всемирная организация здравоохранения назвала гепатит С «бомбой замедленного действия», привлекая тем самым внимание к огромным человеческим, социальным и экономическим потерям, которые влечет за собой эпидемия этого заболевания1.
Что такое гепатит С
Гепатит – это воспаление в ткани печени, вызванное вирусом гепатита С, которое сопровождается гибелью ее клеток и замещением их соединительной (рубцовой) тканью. Примерно 15%–45% инфицированных лиц спонтанно выздоравливают в остром периоде болезни (в течение 6 месяцев после заражения) без какого-либо лечения1. У остальных 55%–85% пациентов развивается хроническая болезнь1. Это означает, что в печени продолжается постоянное воспаление и одновременное накопление соединительной ткани, что может привести к циррозу печени и гепатоцеллюлярной карциноме (раку печени).
Вирус гепатита С оказывает системное влияние на организм, поражая не только печень, но и другие органы и системы, вызывая или ухудшая течение сердечно-сосудистые, эндокринные, нефрологические, ревматические, онкологические и другие заболевания.
Симптомы заболевания
Хронический вирусный гепатит С преимущественно не имеет специфических симптомов. Пациента могут беспокоить усталость, недомогание, ухудшение аппетита, дискомфорт и боли в животе, повышение температуры тела, боли в мышцах и суставах. Из-за неспецифичности и слабой выраженности большинства симптомов многие пациенты не подозревает о своем диагнозе и узнают о нем случайно при плановых обследованиях или на поздних стадиях заболевания.
Статистика
По оценочным данным Всемирной организации здравоохранения хроническим вирусным гепатитом С во всем мире страдает 71 миллион человек1.
В России, по данным Референс-центра по мониторингу за вирусными гепатитами Роспотребнадзора РФ, оценочное число случаев хронического вирусного гепатита С составляет от 3 до 5 миллионов.
Частота регистрации хронического гепатита С в России в 2019 году составила 30,9 случаев на 100 000 населения или 45 376 новых случаев заболевания2. Частота регистрации отличается в разных регионах, что связано как с уровнем диагностики (при более высоком внимании к проблеме и уровне диагностики выявляемость выше), так и с эпидемиологическими особенностями отдельных территорий.
Бремя гепатита С
По оценкам ВОЗ, в 2016 г. от гепатита С умерли приблизительно 399 000 человек1.
Хронический вирусный гепатит С может на протяжении 20 лет и более протекать без заметных симптомов. Чаще всего они появляются уже при циррозе печени или гепатоцеллюлярной карциноме (раке печени). У лиц с хроническим гепатитом С риск развития цирроза печени в течение 20 лет составляет 15–30%1.
Кроме того, хронический гепатит С повышает риски смертности от сердечно-сосудистых заболеваний (выше популяционного в 1,5 раза), сахарного диабета в 1,8 раза и заболеваний почек в 2,8 раза. Кроме того, вирус гепатита С имеет онкогенный характер. Он влияет на развитие не менее 7 типов рака: рака печени, неходжкинской лимфомы, В-клеточной неходжкинской лимфомы, внутрипеченочной холангиокарциномы, рака поджелудочной железы, рака легкого3 и щитовидной железы4. Вылечив пациента от ХГС всего за 8-12 недель в большинстве случаев можно либо предотвратить развитие рака, либо вывести онкологического пациента в ремиссию, в отдельных случаях даже без химиотерапии. Таким образом, решается проблема не только улучшения прогнозов пациента, но и значительной экономии бюджета здравоохранения.
Ранняя инвалидизация и преждевременная смерть больных ХГС в трудоспособном возрасте приводят к дополнительным экономическим потерям. При оценке социально-экономического бремени гепатита C в РФ различными исследователями было выявлено, что общие суммарные затраты составляют от 29,0 млрд руб до 162,4 млрд руб, достигая 0,108% ВВП.
Согласно Госдокладу «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в РФ в 2019 году»2, в целях значительного сокращения заболеваемости и распространенности хронических вирусных гепатитов (ХВГ) в Российской Федерации необходима разработка и реализация эффективных программ профилактики и лечения ХВГ современными препаратами прямого противовирусного действия, согласно последним рекомендациям ВОЗ. С учетом стратегии ВОЗ по элиминации ВГС к 2030 г. – лечение вирусного гепатита С признается необходимой профилактической мерой, ведущей к значительному сокращению источников ВГС.
Факторы риска
Вирус гепатита С чаще всего передается через кровь. Наибольшему риску инфицирования подвержены лица, употребляющие внутривенные наркотики, практикующие беспорядочные половые связи, а также медицинские работники и дети, рожденные от инфицированных матерей. Кроме того, инфицирование может произойти в стоматологических кабинетах, косметологических салонах (проведение маникюра и педикюра, инъекции омолаживающих средств и т.д.), при проведении пирсинга, нанесении татуировок и любых других процедурах, сопровождающихся нарушением целостности кожи и слизистых оболочек, если используется нестерильный инструментарий.
Диагностика и лечение
Диагностика гепатита С начинается с анализа крови на антитела к вирусу гепатита С. Положительный результат может говорить как о текущей инфекции, так и о перенесенном ранее заболевании, поэтому необходимо провести дополнительный тест на наличие вируса в крови (качественный анализ на РНК вируса гепатита С). Положительный результат подтверждает диагноз «вирусный гепатит С». После этого необходимо определить генотип вируса, провести клинический и биохимический анализ крови, выполнить исследование фиброза печени (чаще всего с помощью эластометрии или биопсии). Все эти процедуры можно пройти по направлению врача (инфекциониста, гастроэнтеролога или терапевта). При использовании современных пангенотипных препаратов необходимости в определении генотипа вируса нет.
Лечение гепатита С может проводиться с использованием препаратов интерферона (в инъекциях) или с помощью безинтерфероновых схем – препаратов прямого противовирусного действия (в таблетках). Европейская ассоциация по изучению болезней печени (EASL) рекомендует применять пангенотипные безинтерфероновые схемы терапии, которые позволяют вылечить большинство пациентов за 8-12 недель. В результате успешного лечения вирус гепатита С полностью устраняется из организма и фиброз печени, как правило, регрессирует.
Для оценки факторов, влияющих на приверженность пациентов к терапии хронического гепатита С, было проведено исследование, чтобы выяснить, какие свойства новой терапии наиболее значимы для пациентов5. В международном опросе приняли участие 227 пациента с ХГС из США и 101 пациент из Великобритании, Франции, Германии, Испании и Италии5.
Большинство респондентов указали, что кроме высокой эффективности и небольшого количества нежелательных явлений самое важное в лечении – возможность вносить минимальные изменения в привычный образ жизни5. В частности, короткий курс терапии и меньшее количество визитов к врачу помогают им сохранять обычный распорядок.
Факторы влияния на выбор терапии у опрошенных пациентов распределились следующим образом:
- эффективность терапии – 36%,
- нежелательные явления – 13-19%,
- статины и межлекарственное взаимодействие – 7%,
| } | Эффективность и безопасность |
- длительность лечения не более 8 недель – 6%,
- мониторинг во время лечения – 4%,
- количество таблеток – 1%
| } | Удобство |
При уточнении ключевых факторов удобства лечения, 87% респондентов ответили, что они предпочитают короткий 8-недельный курс при сравнении с 12-недельным.
Литература и ссылки
[1] Гепатит С. Основные факты. Всемирная организация здравоохранения. 2019 год. Электронный источник https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/hepatitis-c. Просмотрен 04.03.2020
[2] Государственный доклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в РФ в 2019 году». Роспотребнадзор Электронный источник https://www.rospotrebnadzor.ru/upload/iblock/8e4/gosdoklad-za-2019_seb_29_05.pdf Просмотрен 22.09.2020
[3] Saad Qadwai, Tayyaba Rehman, Jonathan Barsa, Zeeshan Solangi, and Edward Lebovics. Review Article Hepatitis C Virus and Nonliver Solid Cancers: Is There an Association between HCV and Cancers of the Pancreas, Thyroid, Kidney, Oral Cavity, Breast, Lung, and Gastrointestinal Tract? Gastroenterology Research and Practice, Volume 2017, Article ID 8349150, 11 pages https://doi.org/10.1155/2017/8349150
[4] Peng Wang, Zhaohai Jing, Changjiang Liu, Meihua Xu, Pei Wang, Xiao Wang, Yulei Yin, Ying Cui, Dunlin Ren, Xiaopang Rao. Hepatitis C virus infection and risk of thyroid cancer: A systematic review and meta-analysis. Arab Journal of Gastroenterology 18 (2017), 1–5
[5] Welzel TM, Yang M, Sajeev G, et al. Assessing patient preferences for treatment decisions for new direct acting antiviral (DAA) therapies for chronic hepatitis C virus infections [published online June 25, 2019]. Adv Ther. doi:10.1007/s12325-019-01012-6