Еда, продукты питания

Здоровье 9 млн россиян зависит от качества безглютеновой продукции: как европейская маркировка спасает людей

 

До 6% жителей России, а это порядка 9 млн человек, не могут потреблять обычные продукты из-за непереносимости глютена (клейковины, белка пшеницы и некоторых других злаков). Чтобы избежать проблем со здоровьем, все эти люди остро нуждаются в особой продукции — безглютеновой, однако найти ее на прилавках не всегда просто: даже надпись Gluten Free на упаковке не гарантирует отсутствие клейковины в составе. В нашей стране достоверной можно считать европейскую маркировку «Перечеркнутый колос» — она присваивается лишь продуктам, не содержащим и следовых количеств опасного белка. Среди российских производителей ее получил единственный в России производитель широкого ассортимента безглютеновой продукции — завод FOODCODE, принадлежащий ГК «САПСАН».

Серьезной проблемой для людей с непереносимостью глютена является то, что он, часто, не виден покупателю: в заметных количествах белок встречается не только в мучных и хлебобулочных изделиях, но и в мясных и рыбных полуфабрикатах, молочной продукции, снэках и другой пище. При этом 14 % опрошенных, по данным Санкт-Петербургского общества больных целиакией «Эмилия», не обращают внимание на маркировку и ориентируются только на состав продукта. Еще около 30% доверяют маркировке Gluten Free или «не содержит глютена», хотя фактически никаких гарантий она не дает.

Дело в том, что под маркировкой Gluten Free нередко выпускаются продукты с достаточно заметным содержанием клейковины: связано это с тем, что национальные нормы часто не точно формулируют критерии ее отсутствия. Например, целый ряд исследований в США показал, что доля маркированных как безглютеновые продуктов, которые, тем не менее, включали заметные количества пшеничного белка, достигает 20% на прилавках магазинов.

В целом, безопасным для тех, кто придерживается безглютеновой диеты, считается содержание клейковины менее 20 мг на кг (ppm) — такие рекомендации установлены международной организацией по стандартам питания «Кодекс Алиментариус» (Codex Alimentarius) и Евросоюзом (EU). Продукты, которые содержат от 20 до 100 ppm должны маркироваться «с низким содержанием глютена». К сожалению, эти рекомендации далеко не всегда соблюдаются, прежде всего потому, что гарантировать рекомендованные значения очень сложно — из-за перекрестного загрязнения, которое часто происходит на ключевых этапах производства:

✔ при сборе первичного сырья (из-за загрязненных другими злаками почв, при сборе и хранении урожая при недостаточном контроле поставщиков);

✔ при производстве продукта (если на одной производственной линии или оборудовании выпускается как безглютеновый, так и обычный ассортимент);

✔ при хранении и перевозке готовых изделий (загрязненная тара, хранение на складе рядом с глютенсодержащими продуктами, нарушение упаковки при перевозке и т.п.).

Сегодня единственным европейским сертификатом, для получения которого производителю нужно доказать отсутствие перекрестного заражения на всех этапах — от выбора сырья до дистрибуции, является европейская маркировка «Перечеркнутый колос». Это международный проект, основанный в 1969 г., который реализуется в 27 Европейских странах, включая Германию, Британию, Францию и ряд других, в том числе — Россию.

Чтобы получить такую маркировку, необходимо пройти сложный аудит, включающий не только работу с документами, но и выезд специалистов на производство, проверку производственных площадок, персонала и складских помещений. При этом, в соответствии с требованиями Ассоциации европейских сообществ больных целиакией (AOECS), для анализа продуктов на содержание глютена используется только иммуноферментный «сэндвич»-метод, который дает наиболее точный количественный результат. Поэтому продукция со знаком «Перечеркнутый колос» имеет 100% гарантию отсутствия глютена в рамках рекомендованных норм.

Определить, что знак легальный, можно по соответствующему коду под знаком: XX = Код страны (RU — российский), YY = Код компании, ZZZ = Код продукта. Например, такой знак получила продукция, которую выпускает открывшийся в мае в Волоколамском районе Подмосковья завод FOODCODE. Он производит самый широкий в России ассортимент хлебобулочных и мучных кондитерских изделий под собственным брендом, а также безглютеновыми продуктами мясопереработки — сосисками и варёной колбасой.

Продукция FOODCODE полностью отвечает требованиям AOECS и критериям знака «Перечеркнутого колоса» благодаря технологической специфике. Она исключает перекрестное загрязнение на всех этапах, начиная с многоступенчатого входного контроля сырья, выпуска только безглютенового ассортимента и заканчивая специальной упаковкой. Это гарантирует безопасность готового продукта для тех, кому отсутствие клейковины критически необходимо (больных целиакией, РАС, аллергией).

Справка о компании

ГК «САПСАН» — это инвестиционно-девелоперская компания с 28-летней историей успеха, руководит которой семейная бизнес-династия: предприниматель и известный автогонщик Сергей Шмаков и его супруга Светлана Шмакова. В портфеле холдинга насчитывается более 20 успешно реализованных проектов, многие из которых были отмечены российскими и международными наградами.
В 2018 году группа компаний приняла решение запустить новый проект в направлении FMCG на базе входящего в неё общества с ограниченной ответственностью «Сапсан Технологический Комплекс» (ООО «СТК»). Производственный комплекс развивается в рамках многофункционального индустриального парка (МИП), расположенного в городском поселении Сычёво Волоколамского района Московской области.
Резидентами МИП также станут предприятия, которые будут обеспечивать фабрику необходимым сырьём, логистическими и прочими ресурсами. Производители сырья, изготовитель безглютеновой продукции, а также производства и компании, занимающиеся упаковкой этой продукции и её транспортировкой, будут объединены в производственный кластер. Все эти факторы позволят сделать его высокоэффективным, а продукцию — доступной для потребителя.

Продукты фабрики с мая 2020 года успешно поставляются в федеральные сетевые магазины Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, крупные города ЦФО и СЗФО, а также размещается на различных российских маркетплейсах.

«PRO Здоровье»

Статьи от экспертов о здоровом образе жизни, семейных отношениях, болезнях, красоте и др. Советы экспертов по фитнесу, диетам, правильному питанию.Справочники.

Поделиться
Опубликовано
«PRO Здоровье»

Свежие новости

Как избежать геморроя?

Во многих случаях появление геморроя можно предотвратить или значительно уменьшить его проявления, если заболевание уже…

Вспышка вируса Чандипура. Угрожает ли инфекция России, объясняет врач-инфекционист

СМИ сообщают о вспышке вируса Чандипура в Индии. На 50 зафиксированных случаев приходится 16 смертей.…

Микронаушники. В каких случаях устройства могут быть опасны, рассказывает ЛОР

Многие студенты во время сдачи экзаменов используют микронаушники. Может ли наушник застрять в ухе? Как…

Как правильно выбрать медицинский центр?

Выбор медицинского центра — ключевой шаг к сохранению здоровья и получению качественного медицинского обслуживания. В…

Как использовать мусс для укладки волос, чтобы добиться эффекта салонной укладки дома

Хотите добиться идеальной укладки? Расскажем, как наносить мусс для волос и получить салонный результат дома.