У каждого застрахованного по ОМС есть право получать медицинскую помощь на территории России бесплатно. Это право закреплено Федеральным законом №326-ФЗ от 29.11.2010 (ред.26.07.2019) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
Однако, случается, что нормы законодательства нарушаются. Чтобы этого не происходило, важно знать о своих правах и заблаговременно ознакомиться с видами, порядком и условиями предоставления бесплатной медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования (далее – ОМС). Один из способов – связаться со страховой медицинской организацией (далее — СМО) и получить консультацию специалиста.
На вопросы о правах застрахованных в системе ОМС отвечают эксперты ООО ВТБ МС.
Какая медицинская помощь гарантирована по полису ОМС?
Ежегодно Правительство РФ утверждает базовую программу государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. В рамках базовой программы ОМС оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь, специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь. Перечень медицинских услуг по ОМС насчитывает свыше 3,5 тысяч позиций. В нем есть всё: от вызова скорой помощи и приема врачей-специалистов до проведения МРТ, ЭКО и операций с применением высоких медицинских технологий, обеспечения лекарственными препаратами в соответствии с законодательством РФ.
Базовая программа является составной частью территориальной программы. В любом субъекте России, есть государственная программа, которая утверждается ежегодно правительством региона на основе аналогичной федеральной программы и в которой прописано, какую медицинскую помощь и в какие сроки должны оказывать бесплатно гражданам.
Путешествуя по России, обязательно берите с собой полис ОМС. С ним вы всегда сможете обратиться в медицинскую организацию и бесплатно получить помощь врача. Без полиса оказывается только экстренная помощь!
На какую медицинскую помощь можно рассчитывать, если нет регистрации?
Экстренную медицинскую помощь вам обязаны оказать в любом регионе России, независимо от наличия полиса ОМС или регистрации. А вот амбулаторную помощь, возможно получить только прикрепившись к данной медицинской организации по месту пребывания: предоставьте полис ОМС и напишете заявление на имя руководителя поликлиники с просьбой прикрепить вас для обслуживания. При этом наличие регистрации значения не имеет. Не все знают, что медицинские услуги по ОМС оказывают не только государственные медицинские организации, но и частные, аккредитованные в системе ОМС, клиники.
Что делать, если при получении медицинской помощи вы столкнулись с требованием оплатить услуги, которые должны предоставляться бесплатно по ОМС, вам неверно поставили диагноз или несвоевременно оказали помощь?
Во всех подобных случаях защитником интересов граждан выступает СМО, в которой застрахован гражданин. Именно СМО занимается контролем объемов, сроков и качества медицинской помощи, оказанной своим застрахованным, эффективностью проведения профилактических мероприятий, выступает гарантом получения бесплатных медицинских услуг по ОМС.
В тех случаях, когда предлагают платные услуги, убедитесь, что данная услуга не входит в программу ОМС и может быть оказана только на платной основе. Для этого прежде, чем оплачивать медицинские услуги, обратитесь за разъяснениями в свою СМО.
Обязан ли врач поликлиники после приема выдать мне рецепт на бесплатные лекарства?
Бесплатное обеспечение лекарственными препаратами осуществляется в рамках программы государственных гарантий при оказании гражданам медицинской помощи по полисам ОМС только в условиях стационара, в том числе дневного, препаратами, включенными в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств») и медицинскими изделиями, которые предусмотрены стандартами медицинской помощи.
На основании закона №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999г., льготные категории граждан в амбулаторных условиях могут получать лекарства не за свой счет, а из средств регионального или федерального бюджетов. Перечень льготных лекарств ежегодно утверждается соответствующим постановлением Правительства РФ.
В случае, если вы все же приобрели лекарственные средства,
находясь на лечении в стационаре, не выбрасывайте чеки — они понадобятся для компенсации понесенных вами затрат.
Поможет ли страховая компания решить конфликт между пациентом и медучреждением?
СМО вправе решать вопросы, связанные с объемом, качеством и условиями предоставления медицинских услуг по ОМС. Если вам не были оказаны какие-либо услуги, либо они были ненадлежащего качества, обязательно обратитесь в свою страховую компанию. Кроме того, с 2018 года в медицинских организациях нашей страны можно получить консультацию страхового представителя – сотрудника СМО, осуществляющего деятельность непосредственно в медицинской организации. Если же вопрос не имеет отношения к ОМС, например, выписка рецептов на льготные лекарства, зубопротезирование, оплата больничных, специалисты страховой компании подскажут, в какую организацию вам лучше обратиться.
Качество решения подобных вопросов зависит от страховщика, поэтому нужно подходить к его выбору осознанно и ответственно.
Напоминаем, что каждый гражданин вправе один раз в год поменять СМО. Подать заявление о получении полиса можно не только лично или через представителя в выбранную СМО, но и через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
Узнать полный перечень документов для оформления полиса ОМС, получить дополнительную информацию по вопросам ОМС можно у специалистов ВТБ Медицинское страхование по бесплатному телефону горячей линии 8-800-100-800-5.
Материал подготовлен страховой медицинской организацией ООО ВТБ МС