Консультации специалистов

Цифровизация медицины. Полезная практика для владельцев клиник

Внедрение IT-технологий в медицине, телемедицинских услуг во многих странах уже сейчас позволяет повысить продолжительность жизни населения. В России цифровизация здравоохранения идет медленно. О мировых трендах в цифровизации систем здравоохранения рассказывает Наталья Комарова директор Центра развития здравоохранения Московской школы управления СКОЛКОВО, эксперт в формировании и реализации успешных стратегий в бизнесе, медицине и IT.  

Тенденции развития медицинских учреждений в мире и в России

Когда-то введение электронных карт встретили со скептицизмом и сопротивлением. Но сейчас во всем мире электронное картографирование стало нормой для большинства медицинских учреждений.

На сегодняшний день все – от диагностики до лабораторных тестов, мониторинга и регистрации пациентов – не обходится без применения современных технологий. Большинство зарубежных стран активно использует телемедицину и цифровые технологии в медицине.

В многих странах пациенты используют мобильные сервисы для записи в клинику, связи с врачом, вызову специалистов на дом, покупке лекарств и многому другому, не выходя из дома. Такие технологии позволяют людям оперативно получать доступ к квалифицированным медицинским кадрам и медицинской помощи.

В России вступил в силу закон о телемедицине, позволяющий дистанционные консультации, но пока активного использования нет. Развитие этого направления тормозит ряд неурегулированных моментов. Например:

  1. Нет стандартов технического оснащения организаций, оказывающих телемедицинские услуги.
  2. Не указаны сроки и порядок оказания таких услуг.
  3. Нет требований к информационным системам медицинских организаций.
  4. Как дистанционно идентифицировать пациента?
  5. Нет стандартов дистанционной консультации детского населения.

Есть еще ряд неурегулированных моментов, поэтому многие считают, что на сегодняшний день принятый закон о телемедицине в России является опережающим. Необходимо дорабатывать на законодательном уровне, так называемый, алгоритм действий по телемедицине. А пациентам необходимо время, чтобы понять удобство и преимущество телемедицины. В большинстве случаев русский человек обращается к врачу, когда совсем плохо, ему необходимо непосредственное общение с врачом. Со временем телемедицина будет более востребованной и сможет улучшить координацию обслуживания и сделать более удобным и доступным для пациентов оказание медицинской помощи. Возможно, это путь к увеличению обращаемости в рамках профилактической медицины.

Цифровая медицина на грани выдумки и реальности

Движение в сторону развития цифровой медицины формируется быстро развивающимися IT-технологиями. Внедрять IT-системы необходимо. Например, уже сегодня в Америке и ряде других стран используется IT-система поддержки врачебных решений, инфообмен с другими медицинскими учреждениями, со страховыми компаниями, электронный рецепт, получение лабораторных данных и использование МИС во время приема.

В России, к сожалению, еще есть клиники, которые не используют МИС в полном объеме, и данные пациента все еще хранятся в бумажных архивах. И честно говоря, используемые информационные системы далеки от самого понятия медицинских информационных систем. Хотя, конечно же, большинство клиник стремятся к систематизации данных, электронному хранению медицинских данных пациента и получению лабораторных исследований с помощью интеграции МИС и ЛИС.

По оценке Института Здравоохранения США, около 30% расходов здравоохранения ежегодно приходится на ошибочно выбранный курс лечения, если нет полных данных о пациенте. В Германии считают, что до 30% расходов в здравоохранении можно сэкономить в результате оцифровки радиологических исследований. Оцифровка данных о состоянии здоровья человека и всех проведенных исследований, поможет уменьшить количество ошибок.

В мире есть яркий пример поддержки принятия медицинских решений. Представителями этого направления являются разработки IBM Watson и Wolters Kluwer.

IBM Watson – универсальная платформа с искусственным интеллектом, помогает в принятии решений.

Сервис Wolters Kluwer – крупнейшая в мире онлайн-база по лекарственным препаратам, включающая в себя сведения не только о них самих, но и об аллергии, взаимодействии с другими лекарствами, о противопоказаниях. Широко используется при назначении любых лекарственных препаратов.

Что надо сделать сейчас, чтобы завтра быть наравне с лидерами отрасли

Цифровизация затронула не только технологии лечения и предупреждения болезней, но и процесс организации работы клиники, систематизации процессов внутри нее. Сегодня происходит переход от технологий первого поколения к следующему.

Владельцы передовых клиник уже давно поняли, что организация работы учреждения должна основываться на профессиональных медицинских информационных системах (МИС), автоматизирующих все текущие бизнес-процессы. От простых компьютеров, распределяющих талоны очереди в регистратуру, до самых сложных, способных автоматизировать много взаимосвязанных задач.

При этом не нужно придумывать что-то новое, уже существуют программы и системы, которые автоматизируют полный цикл оказания медицинской помощи в клинике.
Например:

  1. Электронная медицинская карта;
  2. Радиологическая информационная система;
  3. Система хранения изображений;
  4. Лабораторная информационная система;
  5. Электронный рецепт.
  6. Система поддержка принятий врачебных решений;
  7. Телемедицина;
  8. Аптека и др.

Существует много других систем для разных форматов клиник, сетей клиник, процессов, форм собственности, моделей финансирования и т.д.

В одной клинике может быть от 40 до 300 различных информационных систем и их модулей, которые эффективно взаимодействуют через специальную программу- интеграционную шину. Основными функциями такой программы являются: интеграция потоков данных между программами, потоков документов и бизнес-процессов.

Помимо функциональных изменений в применении информационных систем, меняется и сам подход работы клиники. Теперь на первое место лидеры отрасли ставят взаимоотношения с пациентами и персонализированное предложение услуг.

Пациенты становятся другими. Они все больше приобретают способность принимать решения в процессе управления лечением.

Все клиники хотят управлять потоком пациентов. Для этого автоматизируют системы записи к врачу, формируют систему логистики внутри здания клиники, коммуницируют в социальных сетях, создают мобильные приложения и пр.

Создание PRM (Patient relationship management) или CRM-системы позволяет отслеживать взаимоотношения с клиентом (пациентом). Эта инновационная система формирует возможность персонализированного подхода к пациенту. Основным трендом управления взаимоотношениями с пациентом является постоянное персонализированное предложение услуг.

Удобство создания общей системы управления данными объясняется:

– Необходимостью в предоставлении качественных медицинских услуг.

– Доступной для пациента компьютерной инфраструктурой.

– Повышающимся уровнем осведомленности пациентов о персонализированной медицине.

Современные лидеры PRM-систем предоставляют такие сервисы, как:

– Электронная система записи.

– Управление совместной работой медицинской команды.

– Формирование планов лечения.

– Система анализов по рискам заболеваемости пациента.

– Система сбора отзывов в социальных сетях.

– Пользовательский портал (кабинет пациента).

– Система формирования фокусных маркетинговых кампаний.

– Управление e-mail-рассылкой, смс-рассылкой.

– Внутренний чат.

– Система управления доступом / пользовательскими ролями.

– База знаний для использования пациентами и медицинскими специалистами, а также множество других функций для формирования лояльности пациента.

Элементы PRM в отечественных разработках пока не реализованы в полном объеме.  Это связано скорее с высоким уровнем затрат, чем с нежеланием использовать такие системы. 

5 советов для владельцев клиник в России

    1. Будьте новаторами, если хотите стать успешными. Следите за изменениями на рынке и не жалейте средств на внедрение уникальных технологий (в лечении, профилактике, маркетинге и т.д.).
    2. Изучайте опыт коллег-руководителей. Наблюдайте за нововведениями в других клиниках, в том числе и зарубежных, и проецируйте их опыт на свое учреждение.
    3. Используйте все возможные финансовые модели для внедрения инноваций.
    4. Будьте готовы к провалам. Отладка любой информационной системы занимает 3–6 месяцев. При этом нет гарантий, что она точно подойдет вашей клинике.
    5. Позаботьтесь о кадрах. IT-специалист в штате – это гарантия оперативной техподдержки.

«PRO Здоровье»

Статьи от экспертов о здоровом образе жизни, семейных отношениях, болезнях, красоте и др. Советы экспертов по фитнесу, диетам, правильному питанию.Справочники.

Поделиться
Опубликовано
«PRO Здоровье»

Свежие новости

Как избежать геморроя?

Во многих случаях появление геморроя можно предотвратить или значительно уменьшить его проявления, если заболевание уже…

Вспышка вируса Чандипура. Угрожает ли инфекция России, объясняет врач-инфекционист

СМИ сообщают о вспышке вируса Чандипура в Индии. На 50 зафиксированных случаев приходится 16 смертей.…

Микронаушники. В каких случаях устройства могут быть опасны, рассказывает ЛОР

Многие студенты во время сдачи экзаменов используют микронаушники. Может ли наушник застрять в ухе? Как…

Как правильно выбрать медицинский центр?

Выбор медицинского центра — ключевой шаг к сохранению здоровья и получению качественного медицинского обслуживания. В…

Как использовать мусс для укладки волос, чтобы добиться эффекта салонной укладки дома

Хотите добиться идеальной укладки? Расскажем, как наносить мусс для волос и получить салонный результат дома.