Внедрение IT-технологий в медицине, телемедицинских услуг во многих странах уже сейчас позволяет повысить продолжительность жизни населения. В России цифровизация здравоохранения идет медленно. О мировых трендах в цифровизации систем здравоохранения рассказывает Наталья Комарова – директор Центра развития здравоохранения Московской школы управления СКОЛКОВО, эксперт в формировании и реализации успешных стратегий в бизнесе, медицине и IT.
Тенденции развития медицинских учреждений в мире и в России
Когда-то введение электронных карт встретили со скептицизмом и сопротивлением. Но сейчас во всем мире электронное картографирование стало нормой для большинства медицинских учреждений.
На сегодняшний день все – от диагностики до лабораторных тестов, мониторинга и регистрации пациентов – не обходится без применения современных технологий. Большинство зарубежных стран активно использует телемедицину и цифровые технологии в медицине.
В многих странах пациенты используют мобильные сервисы для записи в клинику, связи с врачом, вызову специалистов на дом, покупке лекарств и многому другому, не выходя из дома. Такие технологии позволяют людям оперативно получать доступ к квалифицированным медицинским кадрам и медицинской помощи.
В России вступил в силу закон о телемедицине, позволяющий дистанционные консультации, но пока активного использования нет. Развитие этого направления тормозит ряд неурегулированных моментов. Например:
- Нет стандартов технического оснащения организаций, оказывающих телемедицинские услуги.
- Не указаны сроки и порядок оказания таких услуг.
- Нет требований к информационным системам медицинских организаций.
- Как дистанционно идентифицировать пациента?
- Нет стандартов дистанционной консультации детского населения.
Есть еще ряд неурегулированных моментов, поэтому многие считают, что на сегодняшний день принятый закон о телемедицине в России является опережающим. Необходимо дорабатывать на законодательном уровне, так называемый, алгоритм действий по телемедицине. А пациентам необходимо время, чтобы понять удобство и преимущество телемедицины. В большинстве случаев русский человек обращается к врачу, когда совсем плохо, ему необходимо непосредственное общение с врачом. Со временем телемедицина будет более востребованной и сможет улучшить координацию обслуживания и сделать более удобным и доступным для пациентов оказание медицинской помощи. Возможно, это путь к увеличению обращаемости в рамках профилактической медицины.
Цифровая медицина на грани выдумки и реальности
Движение в сторону развития цифровой медицины формируется быстро развивающимися IT-технологиями. Внедрять IT-системы необходимо. Например, уже сегодня в Америке и ряде других стран используется IT-система поддержки врачебных решений, инфообмен с другими медицинскими учреждениями, со страховыми компаниями, электронный рецепт, получение лабораторных данных и использование МИС во время приема.
В России, к сожалению, еще есть клиники, которые не используют МИС в полном объеме, и данные пациента все еще хранятся в бумажных архивах. И честно говоря, используемые информационные системы далеки от самого понятия медицинских информационных систем. Хотя, конечно же, большинство клиник стремятся к систематизации данных, электронному хранению медицинских данных пациента и получению лабораторных исследований с помощью интеграции МИС и ЛИС.
По оценке Института Здравоохранения США, около 30% расходов здравоохранения ежегодно приходится на ошибочно выбранный курс лечения, если нет полных данных о пациенте. В Германии считают, что до 30% расходов в здравоохранении можно сэкономить в результате оцифровки радиологических исследований. Оцифровка данных о состоянии здоровья человека и всех проведенных исследований, поможет уменьшить количество ошибок.
В мире есть яркий пример поддержки принятия медицинских решений. Представителями этого направления являются разработки IBM Watson и Wolters Kluwer.
IBM Watson – универсальная платформа с искусственным интеллектом, помогает в принятии решений.
Сервис Wolters Kluwer – крупнейшая в мире онлайн-база по лекарственным препаратам, включающая в себя сведения не только о них самих, но и об аллергии, взаимодействии с другими лекарствами, о противопоказаниях. Широко используется при назначении любых лекарственных препаратов.
Что надо сделать сейчас, чтобы завтра быть наравне с лидерами отрасли
Цифровизация затронула не только технологии лечения и предупреждения болезней, но и процесс организации работы клиники, систематизации процессов внутри нее. Сегодня происходит переход от технологий первого поколения к следующему.
Владельцы передовых клиник уже давно поняли, что организация работы учреждения должна основываться на профессиональных медицинских информационных системах (МИС), автоматизирующих все текущие бизнес-процессы. От простых компьютеров, распределяющих талоны очереди в регистратуру, до самых сложных, способных автоматизировать много взаимосвязанных задач.
При этом не нужно придумывать что-то новое, уже существуют программы и системы, которые автоматизируют полный цикл оказания медицинской помощи в клинике.
Например:
- Электронная медицинская карта;
- Радиологическая информационная система;
- Система хранения изображений;
- Лабораторная информационная система;
- Электронный рецепт.
- Система поддержка принятий врачебных решений;
- Телемедицина;
- Аптека и др.
Существует много других систем для разных форматов клиник, сетей клиник, процессов, форм собственности, моделей финансирования и т.д.
В одной клинике может быть от 40 до 300 различных информационных систем и их модулей, которые эффективно взаимодействуют через специальную программу- интеграционную шину. Основными функциями такой программы являются: интеграция потоков данных между программами, потоков документов и бизнес-процессов.
Помимо функциональных изменений в применении информационных систем, меняется и сам подход работы клиники. Теперь на первое место лидеры отрасли ставят взаимоотношения с пациентами и персонализированное предложение услуг.
Пациенты становятся другими. Они все больше приобретают способность принимать решения в процессе управления лечением.
Все клиники хотят управлять потоком пациентов. Для этого автоматизируют системы записи к врачу, формируют систему логистики внутри здания клиники, коммуницируют в социальных сетях, создают мобильные приложения и пр.
Создание PRM (Patient relationship management) или CRM-системы позволяет отслеживать взаимоотношения с клиентом (пациентом). Эта инновационная система формирует возможность персонализированного подхода к пациенту. Основным трендом управления взаимоотношениями с пациентом является постоянное персонализированное предложение услуг.
Удобство создания общей системы управления данными объясняется:
– Необходимостью в предоставлении качественных медицинских услуг.
– Доступной для пациента компьютерной инфраструктурой.
– Повышающимся уровнем осведомленности пациентов о персонализированной медицине.
Современные лидеры PRM-систем предоставляют такие сервисы, как:
– Электронная система записи.
– Управление совместной работой медицинской команды.
– Формирование планов лечения.
– Система анализов по рискам заболеваемости пациента.
– Система сбора отзывов в социальных сетях.
– Пользовательский портал (кабинет пациента).
– Система формирования фокусных маркетинговых кампаний.
– Управление e-mail-рассылкой, смс-рассылкой.
– Внутренний чат.
– Система управления доступом / пользовательскими ролями.
– База знаний для использования пациентами и медицинскими специалистами, а также множество других функций для формирования лояльности пациента.
Элементы PRM в отечественных разработках пока не реализованы в полном объеме. Это связано скорее с высоким уровнем затрат, чем с нежеланием использовать такие системы.
5 советов для владельцев клиник в России
-
- Будьте новаторами, если хотите стать успешными. Следите за изменениями на рынке и не жалейте средств на внедрение уникальных технологий (в лечении, профилактике, маркетинге и т.д.).
- Изучайте опыт коллег-руководителей. Наблюдайте за нововведениями в других клиниках, в том числе и зарубежных, и проецируйте их опыт на свое учреждение.
- Используйте все возможные финансовые модели для внедрения инноваций.
- Будьте готовы к провалам. Отладка любой информационной системы занимает 3–6 месяцев. При этом нет гарантий, что она точно подойдет вашей клинике.
- Позаботьтесь о кадрах. IT-специалист в штате – это гарантия оперативной техподдержки.