Респираторные заболевания, в числе которых бронхиальная астма и хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ), являются одними из ведущих причин смертности населения планеты. Основной метод лечения респираторных заболеваний – это ингаляционная терапия. Однако для эффективной терапии бронхиальной астмы и ХОБЛ важен не только рациональный выбор препарата, но и ингалятора (устройства для доставки препарата в легкие), наиболее подходящего для лечения пациента. От ингаляционного устройства зависит степень доставки препарата в легкие, процент ошибок при выполнении ингаляции, сохранение активности действующего вещества, а также желание пациента продолжать назначенное лечение.
В России заболеваемость астмой занижена
По данным Всемирной организации здравоохранения, в настоящее время от астмы страдает около 235 млн человек, и это самая распространенная хроническая болезнь у детей[1]. По оценкам ВОЗ к 2020 году ХОБЛ станет третьей причиной смертности среди населения в мире[2]. В России отмечается недооценка проблемы респираторных заболеваний. Например, по оценкам специалистов, численность больных бронхиальной астмой, как минимум, в 5-6 раз превышает данные официальной статистики: так как по данным обращений за медицинской помощью официально диагноз бронхиальная астма установлен у около 1,4 млн[3] человек, в то время как распространенность заболевания, по данным эпидемиологического исследования GARD, достигает 6,9%[4]. Кроме того, поздняя диагностика заболевания наблюдается в 3 из 5 случаях.
Вылечить нельзя, контролировать можно
Астму и ХОБЛ нельзя излечить, однако можно добиться контроля заболевания и замедлить его развитие с помощью эффективной ингаляционной терапии.
«Ингаляционные препараты являются основой современной терапии бронхиальной астмы и ХОБЛ. Их применение позволяет создавать высокую концентрацию действующего вещества и непосредственно воздействовать на орган-мишень – дыхательные пути, включая дистальные отделы (мелкие бронхи), а также обеспечивать быстрый ответ на терапию», — говорит Владимир Булатов, к.м.н., медицинский директор «АстраЗенека Россия и Евразия».
Выбираем правильный ингалятор
В настоящее время на рынке существует 5 типов ингаляционных устройств: дозированные аэрозольные ингаляторы; дозированные аэрозольные ингаляторы, активируемые вдохом; дозированные порошковые ингаляторы (однодозовые и многодозовые); «мягкие» аэрозоли и небулайзеры. Порошковые ингаляторы имеют ряд важных преимуществ: портативность, компактность, удобство, относительная простота функционирования. Они отличаются высокой и стабильной легочной депозицией препарата: более 40%[5] отмеренной дозы попадает в легкие пациента. Также, по данным ряда исследований, у порошковых ингаляторов наблюдается наименьший процент ошибок при выполнении ингаляции, который составляет не более 18%. У аэрозольных ингаляторов данный показатель может достигать 80%[6].
«Среди всего многообразия ингаляционных устройств многодозовые порошковые ингаляторы являются эффективными средствами доставки лекарственных веществ в легкие. Они обеспечивают высокую концентрацию лекарственного препарата в легких пациента и, как следствие, улучшают контроль заболевания. Сейчас на рынке появляется большое количество новых препаратов для борьбы с астмой и ХОБЛ. Очень важно, чтобы при регистрации таких лекарственных средств, в особенности дженериков, производитель смог доказать не только эквивалентную эффективность и безопасность действующего вещества, но и эквивалентные характеристики ингаляционного устройства», — считает Сергей Зырянов, д.м.н., заведующий кафедрой общей и клинической фармакологии Российского университета дружбы народов, заместитель главного врача по терапии Городской клинической больницы №24 Департамента здравоохранения г. Москвы.
Чтобы больной не бросил лечиться
Помимо доставки лекарственного препарата в легкие от ингаляционного устройства напрямую зависит приверженность пациента проводимой терапии. При применении многодозовых порошковых ингаляторов пациенту нет необходимости координировать вдох и активацию ингалятора. Высокая и стабильная легочная депозиция (отложение препарата в дыхательных путях) обеспечивается данным типом ингалятора, в меньшей степени зависит от выраженности обструкции дыхательных путей и силы вдоха пациента. В связи с этим простота и удобство использования такого ингалятора значительно увеличивают готовность пациента к длительному лечению[7].
«Приверженность или комплаентность лечению особенно важна для пациентов с астмой и ХОБЛ, так как она позволяет контролировать течение заболевания. Смена ингаляционной терапии создает потенциальные предпосылки для низкого показателя комплаентности, что представляет серьезную угрозу для пациента. Согласно исследованиям при переходе от одного ингалятора на другой резко увеличивается частота критических ошибок из-за неправильного обращения с устройством, и эффективность терапии снижается в 1,5 раза. Все это способствует росту стоимости переключения пациента на другое ингаляционное устройство и как следствие к значительному увеличению нагрузки на ресурсы здравоохранения», — отмечает Александр Синопальников, д.м.н., профессор, заслуженный врач РФ, заведующий кафедрой пульмонологии Российской медицинской академии последипломного образования Министерства здравоохранения РФ.
В настоящее время эксперты сходятся во мнении, что устройство доставки является одним из ключевых компонентов ингаляционного препарата. От ингаляционного устройства зависит не только терапевтическая эффективность действующего вещества лекарственного препарата, но и приверженность пациентов терапии, которая имеет критическое значение для успешного лечения астмы и ХОБЛ.
Кроме того, по словам Владимира Булатова, большое значение имеют школы пациентов и другие информационно-просветительские мероприятия. А в будущем появятся и digital-устройства, напоминающие пациенту о времени ингаляции лекарственного препарата. Они же будут контролировать правильную технику его применения. И это действительно станет настоящим шагом вперед.
[1] https://www.who.int/features/factfiles/asthma/asthma_facts/ru/index9.html; https://www.globalasthmareport.org/burden/burden.php
[2] https://www.who.int/respiratory/copd/burden/en/
[3] Общая заболеваемость взрослого населения в 2014 г. // https://www.rosminzdrav.ru/documents/9479-statisticheskaya-za-2014
[4] Итоги проекта GARD. Академик РАМН, профессор А.Г. Чучалин. https://pulmonology.ru/about/gard/totals.php
[5] Авдеев С.Н. Астма и аллергия. 2013, №3, с. 3-7.
[6] Rootmensen et al. J Aerosol Med Pulm Drug Deliv 2010; 23: 323-328.
[7] Авдеев С.Н. Пульмонология 2012 № 1, с. 117-122. Авдеев С.Н. Астма и аллергия. 2013, №3, с. 3-7.