Онкологи о том, что, на сегодняшний день, удается сделать для борьбы с раком
Ежегодно 4 февраля отмечается Всемирный день борьбы против рака. Поскольку целью этого мероприятия является повышение осведомленности о самых страшных заболеваниях современной цивилизации, мы попросили врачей-онкологов рассказать о некоторых видах онкологических заболеваний и, как с ними сегодня справляется медицина.
На данном этапе население планеты переживает настоящую «онкологическую эпидемию». К 2035 г. количество случаев злокачественных заболеваний в мире может достигнуть 24 млн. В России только в 2014 г. в стране выявили более 560 тыс. новых случаев рака, что на 5,8% превысило показатель 2013 г.
Коварство смертельной меланомы кожи – в ее запущенности
Особое место в структуре рака занимает меланома кожи, высоко злокачественная опухоль, возникающая из клеток-меланоцитов, образующих пигмент меланин, что и обуславливает ее окраску. Поэтому, меланома кожи — это чаще всего пигментное образование, но злокачественное. Для нее характерны значительная агрессивность, начало в молодом и среднем возрасте (преимущественно, от 15 лет до 50 лет), раннее возникновение отдаленных метастазов, и крайне неблагоприятный прогноз (смертельный исход).
В 2014 г. в России выявлено 9 390 новых случаев меланомы кожи, и почти 12% из них умерли в течение первого года после постановки страшного диагноза. Эти убийственные цифры врачи связывают с усилением сокрушительного воздействия солнечного ультрафиолетового излучения на организм человека, даже в северных широтах планеты, что связано с неуклонным разрушением озонового слоя. По прогнозам, каждые 10% убывания концентрации озона в атмосфере будут приводить к 4500 новым случаям меланомы кожи. Поэтому в зоне риска – жители многих стран мира. Меланому сложно выявить на ранних стадиях, и эта опухоль приводит к смерти 60-80% пациентов в общей популяции лиц с опухолями кожи.
Медики говорят о том, что диагностике на ранних стадиях очень помогают регулярные самостоятельные осмотры кожи и осмотры специалиста. Своевременно поставленный диагноз и адекватная терапия являются залогом долголетия, так как продолжительность жизни при меланомах кожи напрямую зависит от стадии опухоли. В раннем периоде толщина опухоли составляет около 1 мм, и после проведения только хирургической операции, 90% пациентов получают шанс прожить 5 лет без рецидивов.
Однако, доктор медицинских наук, профессор Л.В. Демидов, член Экспертного Совета ВОЗ по меланоме, руководитель отделения биотерапии опухолей ФГБУ «Российский онкологический научный центр» им. Н.Н.Блохина МЗ РФ (РОНЦ), отмечает, что лечение меланомы кожи нередко начинают уже в запущенной стадии, поэтому это крайне опасная и смертельная опухоль.
«На сегодняшний день во многих странах, включая Россию, отмечается стремительный рост заболеваемости меланомой кожи. В нашей стране меланома занимает лидирующие места по приросту смертности. Это во многом связано с недостаточной информированностью населения и запоздалой диагностикой заболевания. Ранняя диагностика существенно улучшает результаты лечения и выживаемость пациентов, что диктует необходимость совершенствования программ по ранней диагностике меланомы с привлечением повышенного внимания общественности к проблеме», – комментирует Демидов.
По причине развития метастазов, течение меланомы кожи III-IV стадии становится особенно агрессивным и мало предсказуемым. При этом возможности лекарственного лечения пациентов с метастатической меланомой кожи в России ограничены, и терапия доступными препаратами оказывается у них малоэффективной.
Среди новых направлений в лечении запущенных стадий меланомы кожи Л.В. Демидов выделяет регуляторы иммунного ответа, которые активируют клетки иммунной системы и оберегают их от преждевременной гибели.
«Иммунотерапия рака всегда была в центре внимания исследователей. Реальные успехи иммунотерапии связаны с появлением нового поколения иммуноонкологических препаратов – ингибиторов регуляторных молекул ключевых этапов иммунного ответа. Эти препараты воздействуют не на раковые клетки, а на клетки иммунной системы больного, направляя их на борьбу с раком. И организм начинает самостоятельно бороться с опухолью с помощью иммунной системы, как с любой другой чужеродной клеткой», – комментирует ведущий научный сотрудник отделения биотерапии опухолей РОНЦ Г.Ю. Харкевич.
По наблюдениям Л.В. Демидова, на фоне лечения, примерно в 20% случаях достигается длительный положительный эффект. Размеры опухоли уменьшаются, исчезают признаки прогрессирования заболевания, и оно стабилизируется. Иными словами, применяя иммунотерапию, врачи помогают иммунной системе начать функционировать правильно и самостоятельно бороться с раком.
Окончательный не значит точный
Еще одной сложной проблеме в онкологии – постановке точного диагноза – был посвящен первый в России онлайн-диагностический конкурс «Окончательный диагноз», в котором приняли участие более 30% практикующих в области онкологической диагностики врачей-патоморфологов из России.
В рамках конкурса патологи работали с 14 случаями самых разнообразных патологий. Это были и опухоли мягких тканей, костей, гинекологические и многие другие. Предоставленные случаи дополнительно были проверены у специалистов из Великобритании и Норвегии без входящего диагноза, чтобы участники конкурса могли быть уверены в точности эталонного ответа.
По мнению представителя организатора конкурса, генерального директора сервиса онкологической диагностики UNIM Алексея Ремеза, «способность ставить правильный диагноз — это единственная объективная оценка квалификации врача-патолога». «С одной стороны, это поможет провести скоринг и собрать реальные данные по квалификации врачей, а с другой – будет служить инструментом повышения квалификации специалистов», — отметил он.
По итогам конкурса оказалось, что от 5 до 55% патологов в каждом случае смогли точно поставить диагноз. Бесспорно, это может объясняться нерядовым уровнем заданий, которые были повышенной сложности и редко встречались в ежедневной практике. Но, в то же время, результаты красноречиво говорили о необходимости постоянного повышения квалификации врачей данной специализации.
Другой важной проблемой, которую выявил конкурс, было достаточно часто заблуждение о злокачественности или доброкачественности процесса. В реальной практике это приводит к ненужным или не назначенным нужным операциям, применению неэффективной или ненужной химиотерапии и другим тяжелым последствиям.
По словам Алексея Ремеза, «патоморфология — сложнейшая медицинская сфера, и заключение врача всегда субъективно, и в этой связи любой, даже самый опытный врач, может ошибаться. Существует только две методики, позволяющие минимизировать вероятность таких ошибок – принцип коллегиальности при оценке препаратов и принцип узкой специализации патологов».
В настоящее время, в России существует определенная тенденция по более или менее высокому качеству диагностики определенных нозологий. Так, по данным акции по бесплатному пересмотру диагнозов рака молочной железы, около 20% диагнозов подверглись корректировке, а 5% — и вовсе отмене онкологического диагноза. Стоит отметить, что женщины, принявшие участие в акции, на момент ее проведения как правило уже проходили лечение по имеющемуся диагнозу. И эти цифры являются невысокими, так как по данным лаборатории ФНКЦ ДГОИ им. Д. Рогачева, около 70% входящих диагнозов по патологиям центральной нервной системы требуют коррекции. Также традиционно часто требуют корректировки патологии лимфатической системы и костей.
Что касается банальной нехватки компетентных специалистов в части диагностики в региональных ЛПУ, то особенно остро это касается иммуногистохимической диагностики, которая проводится далеко не везде.
Решением подобных проблем необходимо заниматься на государственном уровне. Так, например, введение обязательного пересмотра гистологических стекол при постановке онкологического диагноза может стать спасением для множества пациентов, так как корректировка диагноза при проведении пересмотра в референтных лабораториях в среднем по нозологиям составляет около 40%. Также важно соблюдение коллегиальности при постановке диагноза – это надежных способ снизить влияние человеческого фактора на точность диагностики.