В России жизнь людей с ограниченными возможностями проходит в тени. 95% устанавливаемых протезов в нашей стране – косметические. И взрослые, и дети стесняются ходить с такими протезами, ведь по большому счету они являются всего лишь силиконовой накладкой,
В то же время, детям, имеющим протезы рук, очень важно, чтобы с раннего возраста они чувствовали себя полноценными людьми — могли сжимать и разжимать пальцы, трогать и брать предметы, обниматься и делиться прикосновениями.
Молодая сколковская команда инженеров «Моторика» разработала, так называемые активные протезы, чтобы обеспечивать развитие мышц травмированной руки и сразу учиться справляться со всеми бытовыми задачами самому.
Маленькая девочка Вика пришла примерять протезы для рук: у нее нет обеих кистей. Специально для таких детей, как она, командой проекта «Монсики» была разработана программа психоэмоциональной поддержки и реабилитации. Перед установкой протеза ребенок получает видеообращения от сказочных персонажей Монсиков о том, что его ждет необыкновенное чудо! Для каждого ребенка герой будет свой, индивидуальный, с учетом особенностей его характера, увлечений и проблем со здоровьем. Например, недавно к малышке Вике приезжала прекрасная Мими, а к девочке Ксюше – веселая Хохотайка. В день установки Монсик приезжает и знакомится с ребенком, рассказывает и показывает вместе со специалистами как нужно пользоваться протезом и что теперь ребенок сможет делать.
Генеральный директор компании, разработавшей функциональные протезы рук Илья Чех — робототехник по образованию. Он считает, что направление, которое находится на стыке медицины и робототехники, — наиболее перспективная область. В дальнейшем здесь собираются создать протезы ног, экзоскелеты, роботов-хирургов.
«В наших протезах есть возможность даже установки игровых съемных насадок — крепление для скакалки, mp3-плеер, пульт от квадрокоптера, мыльные пузыри. Все это — значительно расширяет функционал протеза и делает его для ребенка увлекательной игрушкой, с помощью которой он начинает тренировать мышцы руки, избегая таким образом нарушения осанки», — рассказывает Илья Чех.
По его словам, протезы, разработанные компанией, сертифицированы. Это означает, что семья ребенка, которому такой протез одобрен врачом, получает полную денежную компенсацию.
При этом важнейшим этапом в протезировании остается обучение и реабилитация.
Виктория Шиманская, психолог, эксперт по эмоциональному интеллекту:
— К сожалению, иногда происходят трагические события или дети рождаются с подобными особенностями. На сегодня в России по разным оценкам около 1600-2000 таких детей. И мы видим, какое огромное значение имеет позиция родителя в данной ситуации.
В основе всего принятие самого факта. Это просто сказать, но это очень сложно сделать. Барьеры, которые предстоит пройти родителю — обвинения «Бога» — вселенной- мира — судьбы, обвинение себя, обвинение ребенка. Только, когда пройдены эти этапы, когда взрослый готов принять, что в этом никто не виноват, это не наказание и да, жизнь будет отличаться, но на самом деле — это дар иметь ребенка, тогда приходит принятие, уходит жалость.
Нужно иметь в виду и то, что дети очень разные. Например, Ксюша, воспитанием которой занимаемся папа- очаровательная девчушка, которая даст фору многим мальчишкам во дворе. Для нее Дневничок достижений, в котором описаны упражнения для тренировки — идеальный инструмент. Так как она привыкла достигать, преодолевать. «Чтобы научится кататься на велосипеде — надо упасть 10 раз», — учит ее папа и Ксюша готова к этому. Для таких деток самое главное ставить цели и поддерживать.
А вот девочке Вике, о которой говорилось выше, нужен другой подход. Ей очень важна игра, очень важна постоянная поддержка, объятия, любовь. Но, опять же не жалость. Учитывайте это, занимаясь со своими детьми.
Ключевые принципы освоения ребенком протеза можно сформирулировать таким образом:
- Игровой процесс- освоение не должно быть «медицинской процедурой» в восприятии ребенка. Так, в проекте «Моторика», установка протеза — это праздник, новый этап, захватывающее приключение.
- Постоянная тренировка — 21 день происходит привитие навыка. Для этого создается специальный «Дневничок достижений», где ребенок отмечает свои успехи. В программе «Монсики» ребенку предлагается отправлять видео-сообщения со своими успехами, а Монсики, в свою очередь, отправляют «видео- мотивашки».
- Убрать излишнюю опеку — родители должны понять и принять, что ребенок что-то может сделать сам. Например, протезы «Моторики» позволяют осуществлять основные движения. То, что природой заложено как хватательный рефлекс, который постепенно переходит в навык. Конечно, нужны тренировки, упражнения. Но это именно то, что потом позволит ребенку взять, повернуть, удержать и перенести предмет, ухаживать за собой. А собственно из этого состоит большинство наших процессов взаимодействия с миром. Сейчас ведется работа над бионическими протезами, которые работают за счет считывания мышечного импульса. Бионические протезы могут устанавливаться для более широкого круга травм. А следующим этапом разработок станут протезы, которые позволят ощущать — т.е. от протеза будет передаваться информация человеку о температуре, фактуре предмета, его жесткости и прочее.
Это позволит вернуть человеку возможности учебы и работы, полноценного отдыха, интересных хобби и, безусловно, сделает жизнь ярче.