Верховный суд РФ признал израильский фармакологический концерн Teva нарушителем российского антимонопольного законодательства и обязал его выплатить 408 миллионов рублей (более 6 миллионов долларов) «упущенной выгоды» за отказ продавать свой уникальный препарат «Копаксон» через российского посредника, сообщает IsraelInfo.
Этот посредник, российская компания ЗАО «МФПДК «Биотэк», в 2010 году заключила с Teva договор о распространении копаксона на российском рынке. Согласно договору, «Биотэк» занимался розничной расфасовкой, хранением и распространением препарата в России. Копаксон применяется при лечении рассеянного склероза и, как заключило российское антимонопольное ведомство, не имеет аналогов на мировом рынке.
Как поясняла специалист по гражданскому праву Анна Бахаева, соглашение между «Биотэк» и Teva, заключенное сроком на 5 лет, было рамочным. «Под каждую конкретную поставку стороны заключали отдельный договор поставки, который инициировался истцом путем направления заказа ответчику. После каждого заказа истец участвовал в гос.закупках, которые он выигрывал, так как, был единственным поставщиком Копаксона».
В 2013 году компания Teva решила продавать препарат в России без посредников, через свое российское представительство ООО «Тева», и прекратила продавать «Копаксон» российскому «единственному поставщику». «Биотэк» объявила, что тем самым израильский концерн лишил ее возможности «конкурировать» с ним на российском рынке, закрыв для нее доступ к государственным тендерам на закупку препарата «Копаксон». Соответствующая жалоба на «нарушение антимонопольного законодательства» была направлена в Федеральную антимонопольную службу России (ФАС) — и, вопреки здравому смыслу, признана справедливой.
ФАС признал «действия (бездействие) компании Teva, выраженные в экономически и технологически необоснованном отказе в заключении с «Биотэком» договора на поставку лекарственного препарата, нарушающими пункт 5 части 1 статьи 10 закона о защите конкуренции». Российский антимонопольный орган, в отличие от аналогичных инстанций в ЕС и США, не принял во внимание тот «незначительный» факт, что в данном случае монопольное положение «Тевы» влечет за собой снижение, а не повышение цен для российских больных.
Юристы Teva полтора года пытались оспорить решение ФАС, доказывая, что никакой конкуренции «Биотэк» им создать не мог, а для российского бюджета выгоднее закупать необходимый препарат непосредственно у производителя, предлагающего более низкие цены. Все оказалось напрасно: в начале декабря Верховный суд признал постановление ФАС законным и справедливым, передает РАПСИ.
Одновременно Верховный суд обязал концерн Teva выплатить российскому посреднику всю сумму «упущенной выгоды» в размере 408 миллионов рублей — столько «Биотэк», по его расчетам, заработал бы на «Копаксон-Тева», если бы остался его единственным поставщиком в России. Кассационный суд России счел подобный метод расчета «упущенной выгоды» неправомерным и в иске отказал, но судебная коллегия по экономическим спорам Верховного cуда РФ полностью удовлетворила претензии «Биотэка»
ЗАО «Межрегиональная фармацевтическо-дистрибьюторская корпорация «БИОТЭК», согласно ее официальному сайту, не имеет никакого отношения к разработке и производству лекарственных препаратов — она является «производственной площадкой для фасовки, упаковки и вывода на российский рынок современных лекарственных препаратов», произведенных заграничными фирмами. Компания, созданная в 1990 году Борисом Шпигелем, в 2006 году была замешана в крупном коррупционном скандале: ее тогдашний гендиректор Олег Ковалев проходил как один из подозреваемых в систематическом подкупе чиновников Федерального фонда обязательного медицинского страхования, занимавшихся закупками препаратов.