Татьяна Анциферова для многих стала любимой певицей в одночасье – на следующий день после премьеры фильма Леонида Квинихидзе «31 июня», где она спела «Ищу тебя», «Мир без любимого»… Редкого тембра и красоты голос, песни Александра Зацепина мгновенно превратили мало кому известную солистку Закарпатской филармонии в звезду советской эстрады. Успех был такой, что именно ей предложили закрывать «Олимпиаду-80» песней «До свиданья, Москва». В начале восьмидесятых — новые музыкальные фильмы, пластинки, концерты… Многие до сих пор уверены: Анциферова могла стать певицей номер один. Но не стала. О том, как и почему это случилось она откровенно рассказала нашему корреспонденту.
— Татьяна Владимировна, вопрос наивный, но все равно интересно. О чем девочка из башкирского города Стерлитамак мечтала в детстве?
— Когда Валентина Терешкова полетела в космос, мне хотелось быть космонавтом. А до этого, в классе первом, хотела быть следователем. Мне казалось, что поймаю преступников быстрее, чем другие… Я вообще была такой «странный», домашний ребенок. Пока мы в Харьков не переехали и я не пошла там в школу, я не знала, что люди курят, не слышала ни одного матерного слова, не знала, откуда берутся дети. А тут сразу все узнала. Мои же соседки-ровесницы просветили. (Смеется.)
— Откуда такая информация, что по отцовской линии ваш предок — поэт эпохи Просвещенья Гавриил Державин?
— Когда я была маленькая, под строгим секретом мне бабушка по отцовской линии показывала семейное генеалогическое древо. Раскладывала на столе старинный пергамент с картинками, говорила, мол, мы тебя, Танечка, сюда впишем. По ее словам, мой родной дед был его праправнуком.
— Когда вы узнали, что у вас необычный голос?
— В школе… Когда заболевал учитель и некем было его заменить, классная говорила: «Анциферова, к столу!» Я выходила и весь урок пела. Самое забавное, что даже те мальчишки, которые на переменах норовили меня толкнуть или дернуть за косичку, сразу затихали и смотрели влюбленными глазами. А еще у нас в актовом зале стоял рояль. Бывало, после уроков одноклассники подходили: «Цифра»! Идем в актовый. Попоешь…»
— Что пели?
— Тот репертуар, который в то время крутился на пластинках и звучал по радио. Жан Татлян, Муслим Магамаев, Владимир Трошин, Тамара Миянсарова. Кто тогда еще был? Дин Рид, Рафаэль, Джордже Марьянович, Лили Иванова… В шестом классе старшие ребята меня пригласили петь в школьном ВИА. А после восьмого я поступила в Харьковское музыкальное училище.
— Когда созрело окончательное решение стать певицей?
— Это вбил мне в голову мой будущий муж – Владимир Белоусов. Познакомились мы при довольно смешных обстоятельствах. Он искал солистку для своего ансамбля «Везувий», а я пришла на прослушивание. Вдруг выходит такой длинноволосый «Ален Делон» — в костюме, белой рубашке с галстуком. Протягивает руку и сходу: «Вы нам подходите!» Я рассмеялась: «Вы же не слышали, как я пою?!» «Вас слышали другие, я им доверяю», — отвечает. Я испугалась. Дома маме сказала: «Больше никогда туда не пойду! Там очень подозрительный руководитель». Словом, глазом не успела моргнуть, как влюбилась. Мне было 16, Володе – 28. С тех пор мы не расставались. Концерты были четыре раза в неделю. В Харьков приезжали со всего Советского Союза, даже с Дальнего Востока, чтобы посмотреть нашу программу, потусоваться. Билеты продавались по полтора рубля.
— Ого!
— Это была хозрасчетная организация. И устроители наших концертов выручку выносили мешками. Я не шучу! На входе сидела кассир с мешком из-под картошки. Они наполнялись и складывались в гардеробе. Мне платили зарплату 60 рублей, и я еще в училище стипендию получала 20. Моя мама, работая методистом в детском саду, получала меньше.
— Уже тогда ходили «на Анциферову»?
— Нет. Ходили «на Белоусова» и его оркестр. Коллектив по тем временам был невероятно продвинутый. Играли джаз, джаз-рок…Брали любую советскую или украинскую песню и делали из нее «американское произведение», хотя пели на украинском или русском языке. Треть программы — иностранные шлягеры. Я пела «Mamy Blue», «Sunny», «Hello, Dolly», песни из репертуара Марыли Родович, «чешского соловья» Карела Готта, Хелены Вондрачковой. И конечно, те, что пела вся Украина – «Червона рута», «Водограй»…
— А как же «обязательные» комсомольско-патриотические песни? Даже начинающий рокер Александр Градский признавался, что пару раз спел «Ленин — всегда живой»…
— Мы не пели. Конечно, может, Володя куда-то ходил на ковер и за это его ругали, но мне он об этом не рассказывал. Худсоветы и цензура впервые появились в нашей жизни, когда мы переехали в Киев, работали в Укрконцерте — делали с Петром Топчием программу «С песней по миру». И потом в Ужгороде, в Закарпатской филармонии. Вот там, бывало, и с гастролей за «неправильные песни» снимали. Кстати, с Александром Градским мы познакомились как раз в Ужгороде, когда он приехал с концертами в 1977 году. Я помню, как во время репетиции распахивается дверь: «Я – Градский! Пришел посмотреть, кто здесь такого крутого из себя воображает!» Сам потом рассказывал, как услышал музыку и стоял под дверью, не мог понять, запись звучит или играют живьем. Добавил еще: «О! Наконец я встретил на территории СССР нормальных чуваков. В Москве трудно найти таких. Вам надо в Москву». Как смотрел в воду…
— Откуда композитор Александр Зацепин о вас узнал?
— Он писал песни для фильма «31 июня» и, как я поняла, искал для их исполнения новый голос. Наш друг саксофонист Марк Беспалько, который тогда сотрудничал с Александром Сергеевичем, дал ему послушать мои концертные записи. Зацепин попросил нас познакомить. Шел ноябрь или декабрь 1977 года. Но, если честно, ехать в Москву я вообще не хотела.
— Почему?
— Я хотела в Нью-Йорк… Еще работая в Киеве, мы с Володей мечтали уехать на пмж в США. Не получилось. Мне было 20 лет, я была абсолютно самодостаточна, даже мысли не было «попасть в телевизор». Жила в своем мире, со своими идеалами и ориентирами. А Ужгород по советским временам был довольно прозападный цивилизованный город. И мне все там нравилось: по телевизору крутили лучшие европейские музыкальные программы. Мы давали 300 концертов в год. Играли и пели почти что хотели. И вообще у меня было ощущение, что мы живем не в СССР. Даже климат был другой: под Новый год в Ужгороде теплынь, все ходили без шапок, а в Москве – холод собачий. По большому счету, меня Володя уговорил: «Неудобно, такой известный композитор приглашает…»
— Встретились у Зацепина, на его знаменитой домашней студии?
— Да, пили чай. Потом он наиграл на фортепиано мелодию песни «Светит ли в окна рассвет голубой», дал мне текст, и мы ее записали. Я увидела, что Зацепин доволен результатом. Рассказывал о фильме, о том, что ни песни, ни актеры на главные роли еще не утверждены, мол, ему бы хотелось, чтобы я участвовала. Я спросила: «В каком качестве? Сниматься?» «Может быть, даже и сниматься».
— Даже так?
— По крайней мере меня попросили отнести свои фотографии на «Мосфильм» и там они понравились. Позже режиссер Квинихидзе говорил: «Мы рассматривали твой вариант. Было бы неплохо, чтобы тот, кто поет, тот и снимался». Правда, уже во время записи песен он протянул мне журнал с актрисой Ией Нинидзе на обложке, сказал, что будут искать похожую на нее балерину.
— Знали, что параллельно с вами пробуются еще семь певиц? В том числе, Лариса Долина, Ирина Понаровская …
— Естественно, не знала. У меня же концерты. В феврале приехала, записала четыре пробные фонограммы и опять — на гастроли. Зацепин потом признался: «Лично мне ты больше нравилась, но я в одиночку не мог решить – боялся провала». И он собрал музыкальный консилиум: Лундстрем, Саульский… Прослушали записи всех претенденток, в конечном счете, выбрали меня.
Помню, Леонид Петрович Дербенев подвозил меня в Новогиреево. И пока мы ехали, крутил кассету с записью «Ищу тебя», которую ему отдал Зацепин. Песня заканчивалась, он перематывал и включал снова. Раз пятнадцать подряд. И после каждого прослушивания говорил: «Ух-ххх! Какую песню мы записали!»
— Вы сразу их начали петь на своих концертах?
— Ну что вы! И Дербенев, и Зацепин предупредили, что до премьеры фильма – нельзя. А то не успеет выйти фильм, как какой- то другой композитор их «напишет». Не так все просто. Как раз в это время мы работали по отделению с «Песнярами». После выступления зашли в гости Валера Дайнеко, Мулявин, и я им включила запись. У них глаза округлились: «Почему не поешь это на концерте?» «Нельзя». «А мы бы не удержались…»
— Итак, вашим «звездным часом» многие считают 1978 год, когда на экраны вышла картина «31 июня».
— Так и есть.
— Фильм получился шикарный. Можно сказать, что он фактически перевернул вашу жизнь?
— Он обозначил, что я существую в этой стране и ее музыкальной культуре. В остальном… Ничего сверхъестественного не заметила.
— А, слава, популярность?
— Я не ощутила большой славы. Как жили, так и жили. Мои песни, голос, фамилию знали, но… Меня же в лицо почти никто не знал. Только когда фамилию называла, могли отреагировать, иногда даже измениться в лице. «Ой! Вы же моя самая любимая певица!» Со мной это пожизненно. А вы говорите «слава». Телевидение меня все время снимало – вырезало… Начиная с первого эфира. За полгода до премьеры «31 июня» Зацепин, Дербенев, Яак Йоала и я участвовали в записи для телепрограммы «Москвичка». Поговорили о фильме, мы с Йоалой спели. По замыслу лейтмотивом фильма песней «Ищу тебя» заканчивалась передача, шли титры. И вдруг в конце мая смотрю эфир: вот все мы сидим, разговариваем о главной песне фильма, Яак Йоала спел… А мою песню вырезали. Причем выглядело так, как будто это сделали в последнюю минуту.
— О чем подумали?
— Или не пришлась ко двору, или… это какие-то происки, козни другие. Между прочим, у этой песни в моем исполнении так и не было телевизионного эфира, хотя снимали не раз. Какие-то артисты говорили, что я не очень фотогеничная. Кто-то где-то за кулисами сказал, что меня не хотят снимать, потому что вешу больше, чем нужно. А я тогда весила в два раза меньше, чем сейчас.
— Сегодня есть другие версии?
— Мне говорили, что предыдущая фаворитка Зацепина ревнует и ставит мне палки в колеса. Но кто знает всю правду? Был такой редактор на телевидении, Владимир Давиденко, он говорил, что лично видел «черный» список людей, нежелательных к показу по ТВ. Якобы я там фигурировала под первым номером -видимо в алфавитном порядке. Вот Давыденко я верю! Правда, примерно раз в год меня могли показать. По радио я звучала, пластинки выходили.
— Если был такой список, почему прощальную песню московской Олимпиады-80 (которую прочили советским звездам — Пьехе, Сенчиной, Толкуновой) Александра Николаевна Пахмутова отдала вам?
— Я долго на эту тему думала. Может, случайность, а может, нет. Ведь «31 июня» продали в сто стран мира, у ленты был бурный международный успех. Это я от Квинихидзе слышала. Зацепин тоже рассказывал, что когда он переехал жить во Францию, его песни все там знали прекрасно. А тут Олимпиада в Москве… Примерно в это время появилась радиопередача «Москоу Сервис», которую многие мои знакомые музыканты называли «имени Татьяны Анциферовой», потому что меня там крутили чуть ли не 30 раз в сутки. По словам моего знакомого, который там работал, «поступила информация, что иностранцы тебя знают лучше всех из советских исполнителей». Поэтому, я думаю, неспроста меня пригласили петь эту песню вместе с Лещенко. Возможно, это был продуманный маркетинговый ход.
— Не преувеличиваете?
— Как вам такая история? Осенью 1983-го, когда у власти был Андропов, группу Стаса Намина, где тогда работал мой муж, пригласили на Берлинский рок-фестиваль. Конечно, они поехали не одни, а с группой поддержки людей в штатском, куда без них?! Кульминацией фестиваля стал приезд одного из основателей джаз-рока — знаменитого певца и композитора англичанина Роберта Уайетта. Выступал он, сидя в инвалидной коляске, так как в семидесятые годы выпал из окна, сломал позвоночник и больше не мог ходить. Но – живая легенда! И вот наша советская делегация во главе со Стасом Наминым через кордон «андроповцев» прорывается к музыканту, начинают общаться через переводчика: «Кого из советских рок-музыкантов вы знаете?» Начали перечислять пофамильно. Уайетт: «Ноу…ноу…ноу…» «А из певцов?» Сходу: «Раша? Татьяна Анциферова! Она мне помогла выжить». Он рассказал, что, будучи в жуткой депрессии, хотел уйти из жизни, но услышал по радио мой голос… Потом решил сам спеть песню «Мир без любимого». Написал свой английский текст, обозвал как «Песня неизвестного композитора». И — спел. У меня где-то даже есть эта запись… Представляете? Человек совершенно из другой «оперы», а представление о музыке в СССР ассоциируется с одним именем. Сама была удивлена.
— А почему вы без энтузиазма вспоминаете песню «До свиданья, Москва», под которую рыдала всю страна… Или показалось?
— Уже 33 года прошло… И конечно, остались воспоминания об Олимпиаде, о том прекрасном времени, когда тебе 26, и ты надеешься, что все лучшее у тебя впереди. Но на тот период… Во-первых, Александра Николаевна и Николай Николаевич Добронравов сначала говорили, что я буду самостоятельно петь эту песню. Я записала три варианта. А потом… может это и прозвучит несолидно.., но «нарисовался» Лев Валерьянович Лещенко, который как будто «с телевизора сошел». Естественно весь мой энтузиазм сразу рухнул.
— Не хотели петь с ним?
— Я понимала, что Лев Валерьянович – певец, прославляющий советскую власть, «знамя» того строя. А я себя никогда «под Лениным не чистила, чтобы плыть в революцию дальше». Поэтому для меня это внутренне было как-то не очень приемлемо. Ладно, думаю, запишу, а там видно будет. Больше всего меня расстроило, что записывали на один микрофон и на итоговой записи меня не очень хорошо слышно. После того, как мы спели, Александра Николаевна в шутку сказала: «Лева, вокруг твоего голоса появился ореол в виде голоса Татьяны». А мне бы никак не хотелось быть его ореолом.
— Татьяна Владимировна, вы солидарны с народом по поводу песен, которые он любит? Или у вас своя оценка собственного творчества?
— Мне тоже нравятся песни из «31 июня», и ничего с этим поделать не могу. Мне только не нравится, как технически они сделаны. Ведь по непонятной причине в картину попали мои «пробные» записи. Почему мне не дали перепеть?.. Хотя Леонид Дербенев, когда я ему жаловалась, восклицал: «Ты сделала все прекрасно! Пусть попробует кто-то сделать лучше».
— Прекрасно помню, как в начале восьмидесятых из каждого окна звучал ваш голос. Люди ждали новых песен, но сначала все пошло на спад, а потом вы вообще вдруг куда-то исчезли. Ходили слухи, мол, Анциферова «потеряла голос», «эмигрировала в Америку», вас «закрыла» Алла Пугачева… Что не перечислил?
— Все это я тоже слышала, как и все.
— Что случилось на самом деле?
— Во-первых, до 1982 года, когда я перешла в Москонцерт, моя концертная деятельность не прекращалась. А на спад она пошла по объективным причинам: выяснилось, что я тяжело больна. Весной 1981 года врачи вынесли «приговор» — «диффузный токсический зоб» В народе — «базедова болезнь»…
— Переизбыток гормонов щитовидки?
— Да. Я в тот период только знала, что ею болела Надежда Константиновна Крупская и то, что эта болезнь сильно уродует человека внешне. То есть из красавицы ты можешь превратиться в уродину. Я не имею в виду себя, но… Я видела миловидную Крупскую на снимках в 20 лет, и – в 20-годы. Небо и земля!
— Как это ощущалось физически?
— Выпадают клоками волосы… Дрожат руки, кружится голова… Я могла грохнуться в обморок в любой момент. Несколько раз падала – в кровь разбивала коленки. Вот такая была «падучая». (Смеется.)
— ?!
— Есть видеосъемка: мы с Лещенко поем «До свидания, Москва» для «Песни-80». Там Леонид Утесов мне дарит цветы… Но я не люблю смотреть эту запись, потому по дороге в Останкино мне стало плохо в автобусе, и в кадре все это видно. А сколько карет «скорой помощи» приезжали ко мне на концерты?.. Пока не знала диагноза, я и к экстрасенсам ходила, и фитотерапию пробовала и ездили мы с мамой в Ульяновск к местному светиле – бабке-повитухе. Но болезнь прогрессировала. Позже, в 1983 году, у меня отнялись ноги… А после операции врачи сказали: «О возвращении на сцену и не помышляйте!» И речь шла тогда не о том, чтобы сохранить голос, а о том, чтобы остаться в живых. Вот поэтому я и «притихла». Конечно, эта главная причина. Но не только она. В 1982 году мы с Зацепиным начали писать новую пластинку, но случилось горе — у Александра Сергеевича умерла жена Светлана Сергеевна. И вскоре он уехал во Францию. Из страны уехал композитор, который для меня писал.
— А Пугачева? В каком-то старом интервью вы сказали, вы перешли ей дорогу с «31 июня» и она приняла меры. Вам интуиция что-то подсказывает или есть, как говорят в российской прокуратуре, веские конкретные доказательства?
— Никаких у меня доказательств нету. Интуицию женскую тоже, как говорится, к делу не пришьешь. Могло быть, могло не быть… Я давно забыла об этом. Мне кажется, каждому дается такая судьба, доля и ноша, которую он может нести и какую заслуживает. Значит, я не настолько была хороша, не настолько упорна. Да у меня и на самом деле не было амбиций занять трон первой певицы СССР, куда некоторые меня сватали. Мой муж всегда говорил такую фразу: «Не в ту среду попал кристалл, но растворяться в ней не стал».
— После операции вы все же вернулись на сцену.
— Сначала работала в грозненской филармонии. С группой «Аэробус» и Валерием Ободзинским выступали в Дворцах культуры. Потом я родила сына. Нянчить его, кроме меня, было некому. Поэтому всю свою концертную деятельность я сразу задвинула на задний план. Но песни все равно записывала. В 1991 – спела партию Магдалины для русской версии рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». Работала с «Калиновым мостом», «Запрещенными барабанщиками», Найком Борзовым и «Ва-Банком». И с Зацепиным… Он приезжал из Франции, мы с ним делали новогодние елки в Кремле и Цирке на проспекте Вернадского, записывали «Русское рождество в Париже» для французского музыкального театра. Я там озвучивала16-летнюю героиню русского происхождения Натали, а Бабу Ягу — Людмила Марковна Гурченко
— Не пробовали «раскрутиться»?
— Предлагали… До 1992 года мой муж работал вторым дирижером в оркестре Анатолия Кролла. Когда Росконцерт прекратил существование, Кролл ушел и оркестр остался «у разбитого корыта». Володя с приятелем, чтобы спасти коллектив, учредили коммерческую фирму «Полиарт», занимающуюся организацией концертов. Работали с Вилли Токаревым, с такими популярными еще со времен СССР иностранными группами как Baccara, Maywood. Кто только не приходил в этот «Полиарт… Володя был знаком с Ходорковским, Лисовским, Авеном… Иногда в «Полиарт» приходили люди кавказской внешности с кейсом, набитым пачками долларов, и, как выражался Володя, «приносили подачку певице Анциферовой в виде миллиона долларов – на раскрутку». Я спрашивала: «И что ты ответил?» «Что нам ничего не надо».
— Он не хотел связываться?
— Говорил: «Ты что, дорогая моя, хочешь чтобы тебя по ночам вызывали на дачу – петь там «олимпийского Мишку»?!»
— Неужели не хотелось «восстать из пепла»?
— Честно: такой ценой – «нет». Мы с Володей работали в театре музыки и драмы под руководством Стаса Намина. Володя делал аранжировки, я записывала для спектаклей номера музыкальные. Потом ко мне стали обращаться за помощью — передавать опыт, учить вокалу.
— Вашими самыми известными учениками были Топалов с Лазаревым…
— Самым моим известным учеником был бывший спикер Госдумы Сергей Бабурин.
— Талантливый вокалист?
— Он вообще уникальный человек — все начинал, можно сказать, с нуля и многого добился. Сейчас у него своя партия. Мы с ним отзанимались сто уроков, выучили 15 песен, записали пластинку, он снял два клипа. Сергей Николаевич за время наших занятий даже похудел на 20.
— Ух, какая вы строгая, наверно.
— (Смеется.) Заставила делать гимнастику дыхательную. А она не такая простая…
— Какие у вас сегодня отношения с шоу-бизнесом?
— Шоу-бизнес тоже иногда ко мне приходит, чтобы я помогла наладить немножко голос, дыхание подкорректировать. Все же ездят, стареют, а голос – очень хрупкий инструмент.
— Как вам современная поп-сцена? Есть яркие индивидуальности?
— Лично мне очень симпатична деятельность Леонида Агутина, братьев Кристовских из «Уматурман». В их творчестве присутствует мелодизм. Сказать, что какая-то новая певица у нас появилась, не могу. Вот Дина Гарипова, победительница шоу «Голос», вроде бы неплохая певица. Но для меня одного хорошего голоса мало. Здесь нужно еще некое естество, страсть к пению – вот этого пока не хватает.
— Чем вы еще любите заниматься, кроме музыки?
— Смотреть хорошее кино. Ходить на хорошие концерты. Особенно – если западный настоящий музыкант приехал. Люблю – потом целую неделю об этом думать, помнить все детали. Нет, все-таки музыка меня занимает полностью. Она и профессия, и хобби.
— Вы ощущаете себя певицей ретро?
— Слово «ретро» для меня вообще не подходит. Я просто певица, очень современная, живущая сегодняшним днем и надеющаяся, что я еще что-то интересное запишу и продемонстрирую. Я тружусь каждый день. Я много чего делаю. Не может же быть так, что я сама себя шлифую для того, чтобы сама себя слушать. Все-таки нужно, чтобы кто-то еще узнал о том, что я люблю людей, люблю для них петь.
— То есть от Татьяны Анциферовой еще можно ждать прорыва?
— Надеюсь. И глаз горит, и мозги все время в работе. Только если бы еще здоровье было – оно по-прежнему еще иногда мне ножку подставляет. Но я, как цыкну на него!
Татьяна Владимировна Анциферова (род. 11 июля 1954, Стерлитамак, Башкирская АССР, СССР) — советская и российская эстрадная певица (лирико-драматическое сопрано).
Отец Татьяны Анциферовой окончил Харьковский институт инженеров транспорта и был распределен в Башкирию. До 8 лет Татьяна жила в Стерлитамаке, пошла там в 1 класс и через неделю уехала с родителями в Харьков.
Пела в школьном ВИА. Училась в Харьковском музыкально-педагогическом училище. До своей звёздной популярности Татьяна пела в харьковском ДК «Строителей».
Эстрадную карьеру начала в ВИА «Лелеки» (рус. Аисты) под руководством Валерия Новака. Победив в 1971 году на республиканском конкурсе вокалистов, она стала солисткой ансамбля «Везувий» под руководством будущего мужа Владимира Белоусова. Осенью 1972 года дирекция киевского «Укрконцерта» пригласила коллектив «Везувий» работать в качестве аккомпанирующего ансамбля для известного певца Петра Топчия в программе «С песней по жизни». И в это же время, наряду с работой в программе, Топчий даёт Татьяне уроки миланской вокальной школы. С лета 1973 года ансамбль выступает самостоятельно под названием «Либiдь» (название летописной реки, являющейся правым притоком Днепра на территории Киева. Река названа в честь легендарной сестры основателей Киева Кия, Щека и Хорива).
В 1974 году пыталась вместе с мужем эмигрировать в США, но из-за болезни Белоусова об отъезде пришлось забыть.
С 1975 года ансамбль перебазируется в Закарпатскую филармонию в Ужгороде и работает под названием «Музики» (рус. Музыканты). Руководитель ансамбля Владимир Белоусов сделал всё для того, чтобы Татьяна попробовала себя в разных жанрах. В её репертуаре было всё: от народных песен Закарпатья до джаз-рока «Blood, Sweat & Tears», «Earth, Wind & Fire», «Chicago» и «Weather Report». Но самыми любимыми звездами и примерами для подражания для неё оставались итальянка Мина и американки Роберта Флэк, Барбра Стрейзанд и Карен Карпентер («The Carpenters»).
Татьяна сотрудничает с ленинградским композитором Виктором Резниковым и является первой исполнительницей его песен «Улетай, туча» и «В книжке записной».
В конце 1977 года главный «киношный» композитор СССР Александр Зацепин отдаёт ей свои песни «Ищу тебя», «Мир без любимого», «Он пришёл» и «Звездный мост», которые в 1978 году вошли в фильм «31 июня». И в этом же фильме, снятом по одноимённой повести Джона Б. Пристли режиссёром-постановщиком Леонидом Квинихидзе голос Татьяны прозвучал в кино впервые. Песню «Мир без любимого» Анциферовой запретили исполнять на сцене, потому что именно в это время режиссёр Юрий Любимов остался в Париже. Худсовет говорил: «Как мы можем пропустить эту песню? Ведь подумают, что мы сожалеем, что Любимов остался на Западе».
В 1979 году была работа для художественного фильма «Узнай меня» режиссёра-постановщика Владимира Попкова, где также прозвучали песни в исполнении Т. Анциферовой «Узнай меня» и «Ты поверь, поверь».
В 1980 году, как итог плодотворной работы в этих кинофильмах и большой популярности песен, Всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия» выпускает два диска: «Песни из кинофильма „31 июня“» Александра Зацепина и «Узнай меня» А. Зацепина и Л. Дербенёва, где были записаны песни в исполнении Татьяны Анциферовой. На диске к фильму «31 июня» исполняет все свои партии, кроме заглавной песни «Ищу тебя», которую переписали в исполнении Ксении Георгиади, так как худсовет фирмы «Мелодия» не одобрил эту песню в исполнении Анциферовой.
Стали хрестоматийными кадры завершения Олимпиады: под звуки песни Александры Пахмутовой «До свиданья, Москва» в небо улетает Олимпийский Мишка. Показаны многотысячные Лужники и крупно — плачущие лица гостей и спортсменов. Песню исполняли Татьяна Анциферова и Лев Лещенко. Исполнительницу выбирали из трёх «звезд» советской эстрады — Валентины Толкуновой, Людмилы Сенчиной и Татьяны Анциферовой. Утверждали кандидатуру певицы в ЦК КПСС. Первоначально планировалось, что Анциферова исполнит песню сольно, но затем решили добавить Льва Лещенко. За исполнение этой песни Анциферова не получила гонорар. Считалось, что ей оказана высокая честь — исполнить такую песню.
В олимпийское лето 1980 года записывает вместе с композитором Виктором Резниковым одну из лучших своих песен — «Лето без тебя». Песня стала популярной, она часто звучала по радио.
Татьяна Анциферова исполняла песни композиторов Д. Тухманова, В. Резникова, В. Матецкого, В. Преснякова и Ю. Маликова, И. Николаева, Т. Ефимова, И. Ефремова, Е. Дединской, О. Бабаскина, М. Шепф, Р. Майорова.
В 1981 дуэтом с Александром Серовым записывает песню «Междугородный разговор».
По словам Татьяны Анциферовой, в 1983 году на рок-фестивале в Берлине известный английский рок-музыкант Роберт Уайтт рассказывал, что песни Анциферовой, которые он услышал по радио, помогли ему пережить депрессию.
Весной 1981 года врачи обнаружили у певицы диффузный токсический зоб. В 1983 году певица перенесла операцию. Врачи сказали, что петь больше не сможет. Но Татьяна Анциферова решила вернуться на сцену.
В 1986 на фирме «Мелодия» вышел диск-гигант (LP) под названием «Оглянись на детство» (композитор Д. Тухманов). В том же году, после рождения сына, приостановила гастрольную деятельность.
В 1988 Анциферова записывает новые песни А. Зацепина к фильмам «Артистка из Грибова» и «Приключения Арслана». В 1989 певица записала песню «Вчерашний дождь», вошедшую в саундтрек художественного фильма «Женщина дня» (режиссёры Александр Баранов и Бахыт Килибаев).
В 1992 Татьяна исполнила партию Марии Магдалины в русскоязычной версии рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда», записывает альбом с песнями А.Рыбкина (экс. группа «Рок-Ателье»), работает с музыкантами рок-групп «Калинов мост», «Запрещённые барабанщики», «Ва-банк» и Найком Борзовым. В 1992 были записаны песни Александра Рыбкина и Карена Кавалеряна к диску «Всё хорошо», который вышел на фирме «Гала-рекордс» только лишь в 1997 году.
В 1996 вышел CD «Звёздный мост», в который вошли песни разных лет.
В течение 1996-98 гг. В. Белоусовым и К. Кавалеряном был написан цикл песен под общим названием «Леди-мармелад» (пока не издавался).
В 1998 приняла участие в проекте Дм. Ревякина (лидера группы «Калинов Мост») «Ревякин и соратники» — записала сольно песню «Ветер Южный», а также в качестве бэк-вокалистки — «Не Плачьте, Мама», вошедшие в альбом «Обряд» (Moroz Records).
В 1999 начала работу над альбомом «Встреча в Октябре (недоступная ссылка)» композитора Олега Бабаскина на стихи поэтессы Светланы Морозовой: «Встреча в октябре», «Два вечера в парке», «Будь со мной любимый».
С конца 90-х вместе с мужем работала в Театре Стаса Намина: Белоусов делал аранжировки, Анциферова записывала для спектаклей музыкальные номера.
В 2007 – песня А.Зацепина на стихи Марины Мишле «Magic Eyes». Композиция записана дуэтом вместе с Эл Ди Меола.
В 2008 на студии «Е-Рекордс» (г. Донецк, Украина) был записан CD «Узнай меня», в который вошли различные старые песни в новой версии.
В 2013 состоялся дуэт с Дмитрием Ревякиным в песне «Год 1904», альбом «Grandi Canzoni.Opus 1». Татьяна Анциферова продолжает музыкальную карьеру и радует своих почитателей новыми произведениями.
Сейчас певица занята преподавательской деятельностью в продюсерском центре С.Намина. Одним из учеников был бывший спикер Госдумы и кандидат на пост президента РФ в 2018 году Сергей Бабурин.
Вдова Владимира Ивановича Белоусова — композитора, аранжировщика, музыканта. Белоусов был на 12 лет старше Анциферовой.
Есть сын Вячеслав (1986 г.р.). От первого брака Белоусова — дочь.
Источник: Википедия.
У 80% у детей и молодых людей с ДЦП есть спастичность – повышение тонуса мышц.…
НМИЦ Мешалкина: редкий случай - одна малышка из двойни имела порок сердца. Ее удалось спасти…
Какая сезонность есть у внебольничной пневмонии, как не допустить пневмонию при заболевании гриппом или ОРВИ,…
Хроническая обструктивная болезнь лёгких (ХОБЛ) — хроническое воспалительное заболевание легких, характеризующееся бронхиальной обструкцией вследствие ремоделирования…
Методы диагностики и лечения доброкачественной гиперплазии предстательной железы. Обзор клинической эффективности Простатилена в терапии урологических…
У 80% у детей и молодых людей с ДЦП есть спастичность – повышение тонуса мышц.…
НМИЦ Мешалкина: редкий случай - одна малышка из двойни имела порок сердца. Ее удалось спасти…
Россия — страна разнообразных этносов и конфессий, каждый из которых имеет свои уникальные погребальные обряды.…
Какая сезонность есть у внебольничной пневмонии, как не допустить пневмонию при заболевании гриппом или ОРВИ,…
Подготовка к приему проктолога важна для точной диагностики и комфортного визита. Узнайте, как скорректировать питание…