Татьяна Анциферова для многих стала любимой певицей в одночасье – на следующий день после премьеры фильма Леонида Квинихидзе «31 июня», где она спела «Ищу тебя», «Мир без любимого»… Редкого тембра и красоты голос, песни Александра Зацепина мгновенно превратили мало кому известную солистку Закарпатской филармонии в звезду советской эстрады. Успех был такой, что именно ей предложили закрывать «Олимпиаду-80» песней «До свиданья, Москва». В начале восьмидесятых — новые музыкальные фильмы, пластинки, концерты… Многие до сих пор уверены: Анциферова могла стать певицей номер один. Но не стала. О том, как и почему это случилось она откровенно рассказала нашему корреспонденту.
— Татьяна Владимировна, вопрос наивный, но все равно интересно. О чем девочка из башкирского города Стерлитамак мечтала в детстве?
— Когда Валентина Терешкова полетела в космос, мне хотелось быть космонавтом. А до этого, в классе первом, хотела быть следователем. Мне казалось, что поймаю преступников быстрее, чем другие… Я вообще была такой «странный», домашний ребенок. Пока мы в Харьков не переехали и я не пошла там в школу, я не знала, что люди курят, не слышала ни одного матерного слова, не знала, откуда берутся дети. А тут сразу все узнала. Мои же соседки-ровесницы просветили. (Смеется.)
— Откуда такая информация, что по отцовской линии ваш предок — поэт эпохи Просвещенья Гавриил Державин?
— Когда я была маленькая, под строгим секретом мне бабушка по отцовской линии показывала семейное генеалогическое древо. Раскладывала на столе старинный пергамент с картинками, говорила, мол, мы тебя, Танечка, сюда впишем. По ее словам, мой родной дед был его праправнуком.
— Когда вы узнали, что у вас необычный голос?
— В школе… Когда заболевал учитель и некем было его заменить, классная говорила: «Анциферова, к столу!» Я выходила и весь урок пела. Самое забавное, что даже те мальчишки, которые на переменах норовили меня толкнуть или дернуть за косичку, сразу затихали и смотрели влюбленными глазами. А еще у нас в актовом зале стоял рояль. Бывало, после уроков одноклассники подходили: «Цифра»! Идем в актовый. Попоешь…»
— Что пели?
— Тот репертуар, который в то время крутился на пластинках и звучал по радио. Жан Татлян, Муслим Магамаев, Владимир Трошин, Тамара Миянсарова. Кто тогда еще был? Дин Рид, Рафаэль, Джордже Марьянович, Лили Иванова… В шестом классе старшие ребята меня пригласили петь в школьном ВИА. А после восьмого я поступила в Харьковское музыкальное училище.
— Когда созрело окончательное решение стать певицей?
— Это вбил мне в голову мой будущий муж – Владимир Белоусов. Познакомились мы при довольно смешных обстоятельствах. Он искал солистку для своего ансамбля «Везувий», а я пришла на прослушивание. Вдруг выходит такой длинноволосый «Ален Делон» — в костюме, белой рубашке с галстуком. Протягивает руку и сходу: «Вы нам подходите!» Я рассмеялась: «Вы же не слышали, как я пою?!» «Вас слышали другие, я им доверяю», — отвечает. Я испугалась. Дома маме сказала: «Больше никогда туда не пойду! Там очень подозрительный руководитель». Словом, глазом не успела моргнуть, как влюбилась. Мне было 16, Володе – 28. С тех пор мы не расставались. Концерты были четыре раза в неделю. В Харьков приезжали со всего Советского Союза, даже с Дальнего Востока, чтобы посмотреть нашу программу, потусоваться. Билеты продавались по полтора рубля.
— Ого!
— Это была хозрасчетная организация. И устроители наших концертов выручку выносили мешками. Я не шучу! На входе сидела кассир с мешком из-под картошки. Они наполнялись и складывались в гардеробе. Мне платили зарплату 60 рублей, и я еще в училище стипендию получала 20. Моя мама, работая методистом в детском саду, получала меньше.
— Уже тогда ходили «на Анциферову»?
— Нет. Ходили «на Белоусова» и его оркестр. Коллектив по тем временам был невероятно продвинутый. Играли джаз, джаз-рок…Брали любую советскую или украинскую песню и делали из нее «американское произведение», хотя пели на украинском или русском языке. Треть программы — иностранные шлягеры. Я пела «Mamy Blue», «Sunny», «Hello, Dolly», песни из репертуара Марыли Родович, «чешского соловья» Карела Готта, Хелены Вондрачковой. И конечно, те, что пела вся Украина – «Червона рута», «Водограй»…
— А как же «обязательные» комсомольско-патриотические песни? Даже начинающий рокер Александр Градский признавался, что пару раз спел «Ленин — всегда живой»…
— Мы не пели. Конечно, может, Володя куда-то ходил на ковер и за это его ругали, но мне он об этом не рассказывал. Худсоветы и цензура впервые появились в нашей жизни, когда мы переехали в Киев, работали в Укрконцерте — делали с Петром Топчием программу «С песней по миру». И потом в Ужгороде, в Закарпатской филармонии. Вот там, бывало, и с гастролей за «неправильные песни» снимали. Кстати, с Александром Градским мы познакомились как раз в Ужгороде, когда он приехал с концертами в 1977 году. Я помню, как во время репетиции распахивается дверь: «Я – Градский! Пришел посмотреть, кто здесь такого крутого из себя воображает!» Сам потом рассказывал, как услышал музыку и стоял под дверью, не мог понять, запись звучит или играют живьем. Добавил еще: «О! Наконец я встретил на территории СССР нормальных чуваков. В Москве трудно найти таких. Вам надо в Москву». Как смотрел в воду…
— Откуда композитор Александр Зацепин о вас узнал?
— Он писал песни для фильма «31 июня» и, как я поняла, искал для их исполнения новый голос. Наш друг саксофонист Марк Беспалько, который тогда сотрудничал с Александром Сергеевичем, дал ему послушать мои концертные записи. Зацепин попросил нас познакомить. Шел ноябрь или декабрь 1977 года. Но, если честно, ехать в Москву я вообще не хотела.
— Почему?
— Я хотела в Нью-Йорк… Еще работая в Киеве, мы с Володей мечтали уехать на пмж в США. Не получилось. Мне было 20 лет, я была абсолютно самодостаточна, даже мысли не было «попасть в телевизор». Жила в своем мире, со своими идеалами и ориентирами. А Ужгород по советским временам был довольно прозападный цивилизованный город. И мне все там нравилось: по телевизору крутили лучшие европейские музыкальные программы. Мы давали 300 концертов в год. Играли и пели почти что хотели. И вообще у меня было ощущение, что мы живем не в СССР. Даже климат был другой: под Новый год в Ужгороде теплынь, все ходили без шапок, а в Москве – холод собачий. По большому счету, меня Володя уговорил: «Неудобно, такой известный композитор приглашает…»
— Встретились у Зацепина, на его знаменитой домашней студии?
— Да, пили чай. Потом он наиграл на фортепиано мелодию песни «Светит ли в окна рассвет голубой», дал мне текст, и мы ее записали. Я увидела, что Зацепин доволен результатом. Рассказывал о фильме, о том, что ни песни, ни актеры на главные роли еще не утверждены, мол, ему бы хотелось, чтобы я участвовала. Я спросила: «В каком качестве? Сниматься?» «Может быть, даже и сниматься».
— Даже так?
— По крайней мере меня попросили отнести свои фотографии на «Мосфильм» и там они понравились. Позже режиссер Квинихидзе говорил: «Мы рассматривали твой вариант. Было бы неплохо, чтобы тот, кто поет, тот и снимался». Правда, уже во время записи песен он протянул мне журнал с актрисой Ией Нинидзе на обложке, сказал, что будут искать похожую на нее балерину.
— Знали, что параллельно с вами пробуются еще семь певиц? В том числе, Лариса Долина, Ирина Понаровская …
— Естественно, не знала. У меня же концерты. В феврале приехала, записала четыре пробные фонограммы и опять — на гастроли. Зацепин потом признался: «Лично мне ты больше нравилась, но я в одиночку не мог решить – боялся провала». И он собрал музыкальный консилиум: Лундстрем, Саульский… Прослушали записи всех претенденток, в конечном счете, выбрали меня.
Помню, Леонид Петрович Дербенев подвозил меня в Новогиреево. И пока мы ехали, крутил кассету с записью «Ищу тебя», которую ему отдал Зацепин. Песня заканчивалась, он перематывал и включал снова. Раз пятнадцать подряд. И после каждого прослушивания говорил: «Ух-ххх! Какую песню мы записали!»
— Вы сразу их начали петь на своих концертах?
— Ну что вы! И Дербенев, и Зацепин предупредили, что до премьеры фильма – нельзя. А то не успеет выйти фильм, как какой- то другой композитор их «напишет». Не так все просто. Как раз в это время мы работали по отделению с «Песнярами». После выступления зашли в гости Валера Дайнеко, Мулявин, и я им включила запись. У них глаза округлились: «Почему не поешь это на концерте?» «Нельзя». «А мы бы не удержались…»
— Итак, вашим «звездным часом» многие считают 1978 год, когда на экраны вышла картина «31 июня».
— Так и есть.
— Фильм получился шикарный. Можно сказать, что он фактически перевернул вашу жизнь?
— Он обозначил, что я существую в этой стране и ее музыкальной культуре. В остальном… Ничего сверхъестественного не заметила.
— А, слава, популярность?
— Я не ощутила большой славы. Как жили, так и жили. Мои песни, голос, фамилию знали, но… Меня же в лицо почти никто не знал. Только когда фамилию называла, могли отреагировать, иногда даже измениться в лице. «Ой! Вы же моя самая любимая певица!» Со мной это пожизненно. А вы говорите «слава». Телевидение меня все время снимало – вырезало… Начиная с первого эфира. За полгода до премьеры «31 июня» Зацепин, Дербенев, Яак Йоала и я участвовали в записи для телепрограммы «Москвичка». Поговорили о фильме, мы с Йоалой спели. По замыслу лейтмотивом фильма песней «Ищу тебя» заканчивалась передача, шли титры. И вдруг в конце мая смотрю эфир: вот все мы сидим, разговариваем о главной песне фильма, Яак Йоала спел… А мою песню вырезали. Причем выглядело так, как будто это сделали в последнюю минуту.
— О чем подумали?
— Или не пришлась ко двору, или… это какие-то происки, козни другие. Между прочим, у этой песни в моем исполнении так и не было телевизионного эфира, хотя снимали не раз. Какие-то артисты говорили, что я не очень фотогеничная. Кто-то где-то за кулисами сказал, что меня не хотят снимать, потому что вешу больше, чем нужно. А я тогда весила в два раза меньше, чем сейчас.
— Сегодня есть другие версии?
— Мне говорили, что предыдущая фаворитка Зацепина ревнует и ставит мне палки в колеса. Но кто знает всю правду? Был такой редактор на телевидении, Владимир Давиденко, он говорил, что лично видел «черный» список людей, нежелательных к показу по ТВ. Якобы я там фигурировала под первым номером -видимо в алфавитном порядке. Вот Давыденко я верю! Правда, примерно раз в год меня могли показать. По радио я звучала, пластинки выходили.
— Если был такой список, почему прощальную песню московской Олимпиады-80 (которую прочили советским звездам — Пьехе, Сенчиной, Толкуновой) Александра Николаевна Пахмутова отдала вам?
— Я долго на эту тему думала. Может, случайность, а может, нет. Ведь «31 июня» продали в сто стран мира, у ленты был бурный международный успех. Это я от Квинихидзе слышала. Зацепин тоже рассказывал, что когда он переехал жить во Францию, его песни все там знали прекрасно. А тут Олимпиада в Москве… Примерно в это время появилась радиопередача «Москоу Сервис», которую многие мои знакомые музыканты называли «имени Татьяны Анциферовой», потому что меня там крутили чуть ли не 30 раз в сутки. По словам моего знакомого, который там работал, «поступила информация, что иностранцы тебя знают лучше всех из советских исполнителей». Поэтому, я думаю, неспроста меня пригласили петь эту песню вместе с Лещенко. Возможно, это был продуманный маркетинговый ход.
— Не преувеличиваете?
— Как вам такая история? Осенью 1983-го, когда у власти был Андропов, группу Стаса Намина, где тогда работал мой муж, пригласили на Берлинский рок-фестиваль. Конечно, они поехали не одни, а с группой поддержки людей в штатском, куда без них?! Кульминацией фестиваля стал приезд одного из основателей джаз-рока — знаменитого певца и композитора англичанина Роберта Уайетта. Выступал он, сидя в инвалидной коляске, так как в семидесятые годы выпал из окна, сломал позвоночник и больше не мог ходить. Но – живая легенда! И вот наша советская делегация во главе со Стасом Наминым через кордон «андроповцев» прорывается к музыканту, начинают общаться через переводчика: «Кого из советских рок-музыкантов вы знаете?» Начали перечислять пофамильно. Уайетт: «Ноу…ноу…ноу…» «А из певцов?» Сходу: «Раша? Татьяна Анциферова! Она мне помогла выжить». Он рассказал, что, будучи в жуткой депрессии, хотел уйти из жизни, но услышал по радио мой голос… Потом решил сам спеть песню «Мир без любимого». Написал свой английский текст, обозвал как «Песня неизвестного композитора». И — спел. У меня где-то даже есть эта запись… Представляете? Человек совершенно из другой «оперы», а представление о музыке в СССР ассоциируется с одним именем. Сама была удивлена.
— А почему вы без энтузиазма вспоминаете песню «До свиданья, Москва», под которую рыдала всю страна… Или показалось?
— Уже 33 года прошло… И конечно, остались воспоминания об Олимпиаде, о том прекрасном времени, когда тебе 26, и ты надеешься, что все лучшее у тебя впереди. Но на тот период… Во-первых, Александра Николаевна и Николай Николаевич Добронравов сначала говорили, что я буду самостоятельно петь эту песню. Я записала три варианта. А потом… может это и прозвучит несолидно.., но «нарисовался» Лев Валерьянович Лещенко, который как будто «с телевизора сошел». Естественно весь мой энтузиазм сразу рухнул.
— Не хотели петь с ним?
— Я понимала, что Лев Валерьянович – певец, прославляющий советскую власть, «знамя» того строя. А я себя никогда «под Лениным не чистила, чтобы плыть в революцию дальше». Поэтому для меня это внутренне было как-то не очень приемлемо. Ладно, думаю, запишу, а там видно будет. Больше всего меня расстроило, что записывали на один микрофон и на итоговой записи меня не очень хорошо слышно. После того, как мы спели, Александра Николаевна в шутку сказала: «Лева, вокруг твоего голоса появился ореол в виде голоса Татьяны». А мне бы никак не хотелось быть его ореолом.
— Татьяна Владимировна, вы солидарны с народом по поводу песен, которые он любит? Или у вас своя оценка собственного творчества?
— Мне тоже нравятся песни из «31 июня», и ничего с этим поделать не могу. Мне только не нравится, как технически они сделаны. Ведь по непонятной причине в картину попали мои «пробные» записи. Почему мне не дали перепеть?.. Хотя Леонид Дербенев, когда я ему жаловалась, восклицал: «Ты сделала все прекрасно! Пусть попробует кто-то сделать лучше».
— Прекрасно помню, как в начале восьмидесятых из каждого окна звучал ваш голос. Люди ждали новых песен, но сначала все пошло на спад, а потом вы вообще вдруг куда-то исчезли. Ходили слухи, мол, Анциферова «потеряла голос», «эмигрировала в Америку», вас «закрыла» Алла Пугачева… Что не перечислил?
— Все это я тоже слышала, как и все.
— Что случилось на самом деле?
— Во-первых, до 1982 года, когда я перешла в Москонцерт, моя концертная деятельность не прекращалась. А на спад она пошла по объективным причинам: выяснилось, что я тяжело больна. Весной 1981 года врачи вынесли «приговор» — «диффузный токсический зоб» В народе — «базедова болезнь»…
— Переизбыток гормонов щитовидки?
— Да. Я в тот период только знала, что ею болела Надежда Константиновна Крупская и то, что эта болезнь сильно уродует человека внешне. То есть из красавицы ты можешь превратиться в уродину. Я не имею в виду себя, но… Я видела миловидную Крупскую на снимках в 20 лет, и – в 20-годы. Небо и земля!
— Как это ощущалось физически?
— Выпадают клоками волосы… Дрожат руки, кружится голова… Я могла грохнуться в обморок в любой момент. Несколько раз падала – в кровь разбивала коленки. Вот такая была «падучая». (Смеется.)
— ?!
— Есть видеосъемка: мы с Лещенко поем «До свидания, Москва» для «Песни-80». Там Леонид Утесов мне дарит цветы… Но я не люблю смотреть эту запись, потому по дороге в Останкино мне стало плохо в автобусе, и в кадре все это видно. А сколько карет «скорой помощи» приезжали ко мне на концерты?.. Пока не знала диагноза, я и к экстрасенсам ходила, и фитотерапию пробовала и ездили мы с мамой в Ульяновск к местному светиле – бабке-повитухе. Но болезнь прогрессировала. Позже, в 1983 году, у меня отнялись ноги… А после операции врачи сказали: «О возвращении на сцену и не помышляйте!» И речь шла тогда не о том, чтобы сохранить голос, а о том, чтобы остаться в живых. Вот поэтому я и «притихла». Конечно, эта главная причина. Но не только она. В 1982 году мы с Зацепиным начали писать новую пластинку, но случилось горе — у Александра Сергеевича умерла жена Светлана Сергеевна. И вскоре он уехал во Францию. Из страны уехал композитор, который для меня писал.
— А Пугачева? В каком-то старом интервью вы сказали, вы перешли ей дорогу с «31 июня» и она приняла меры. Вам интуиция что-то подсказывает или есть, как говорят в российской прокуратуре, веские конкретные доказательства?
— Никаких у меня доказательств нету. Интуицию женскую тоже, как говорится, к делу не пришьешь. Могло быть, могло не быть… Я давно забыла об этом. Мне кажется, каждому дается такая судьба, доля и ноша, которую он может нести и какую заслуживает. Значит, я не настолько была хороша, не настолько упорна. Да у меня и на самом деле не было амбиций занять трон первой певицы СССР, куда некоторые меня сватали. Мой муж всегда говорил такую фразу: «Не в ту среду попал кристалл, но растворяться в ней не стал».
— После операции вы все же вернулись на сцену.
— Сначала работала в грозненской филармонии. С группой «Аэробус» и Валерием Ободзинским выступали в Дворцах культуры. Потом я родила сына. Нянчить его, кроме меня, было некому. Поэтому всю свою концертную деятельность я сразу задвинула на задний план. Но песни все равно записывала. В 1991 – спела партию Магдалины для русской версии рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». Работала с «Калиновым мостом», «Запрещенными барабанщиками», Найком Борзовым и «Ва-Банком». И с Зацепиным… Он приезжал из Франции, мы с ним делали новогодние елки в Кремле и Цирке на проспекте Вернадского, записывали «Русское рождество в Париже» для французского музыкального театра. Я там озвучивала16-летнюю героиню русского происхождения Натали, а Бабу Ягу — Людмила Марковна Гурченко
— Не пробовали «раскрутиться»?
— Предлагали… До 1992 года мой муж работал вторым дирижером в оркестре Анатолия Кролла. Когда Росконцерт прекратил существование, Кролл ушел и оркестр остался «у разбитого корыта». Володя с приятелем, чтобы спасти коллектив, учредили коммерческую фирму «Полиарт», занимающуюся организацией концертов. Работали с Вилли Токаревым, с такими популярными еще со времен СССР иностранными группами как Baccara, Maywood. Кто только не приходил в этот «Полиарт… Володя был знаком с Ходорковским, Лисовским, Авеном… Иногда в «Полиарт» приходили люди кавказской внешности с кейсом, набитым пачками долларов, и, как выражался Володя, «приносили подачку певице Анциферовой в виде миллиона долларов – на раскрутку». Я спрашивала: «И что ты ответил?» «Что нам ничего не надо».
— Он не хотел связываться?
— Говорил: «Ты что, дорогая моя, хочешь чтобы тебя по ночам вызывали на дачу – петь там «олимпийского Мишку»?!»
— Неужели не хотелось «восстать из пепла»?
— Честно: такой ценой – «нет». Мы с Володей работали в театре музыки и драмы под руководством Стаса Намина. Володя делал аранжировки, я записывала для спектаклей номера музыкальные. Потом ко мне стали обращаться за помощью — передавать опыт, учить вокалу.
— Вашими самыми известными учениками были Топалов с Лазаревым…
— Самым моим известным учеником был бывший спикер Госдумы Сергей Бабурин.
— Талантливый вокалист?
— Он вообще уникальный человек — все начинал, можно сказать, с нуля и многого добился. Сейчас у него своя партия. Мы с ним отзанимались сто уроков, выучили 15 песен, записали пластинку, он снял два клипа. Сергей Николаевич за время наших занятий даже похудел на 20.
— Ух, какая вы строгая, наверно.
— (Смеется.) Заставила делать гимнастику дыхательную. А она не такая простая…
— Какие у вас сегодня отношения с шоу-бизнесом?
— Шоу-бизнес тоже иногда ко мне приходит, чтобы я помогла наладить немножко голос, дыхание подкорректировать. Все же ездят, стареют, а голос – очень хрупкий инструмент.
— Как вам современная поп-сцена? Есть яркие индивидуальности?
— Лично мне очень симпатична деятельность Леонида Агутина, братьев Кристовских из «Уматурман». В их творчестве присутствует мелодизм. Сказать, что какая-то новая певица у нас появилась, не могу. Вот Дина Гарипова, победительница шоу «Голос», вроде бы неплохая певица. Но для меня одного хорошего голоса мало. Здесь нужно еще некое естество, страсть к пению – вот этого пока не хватает.
— Чем вы еще любите заниматься, кроме музыки?
— Смотреть хорошее кино. Ходить на хорошие концерты. Особенно – если западный настоящий музыкант приехал. Люблю – потом целую неделю об этом думать, помнить все детали. Нет, все-таки музыка меня занимает полностью. Она и профессия, и хобби.
— Вы ощущаете себя певицей ретро?
— Слово «ретро» для меня вообще не подходит. Я просто певица, очень современная, живущая сегодняшним днем и надеющаяся, что я еще что-то интересное запишу и продемонстрирую. Я тружусь каждый день. Я много чего делаю. Не может же быть так, что я сама себя шлифую для того, чтобы сама себя слушать. Все-таки нужно, чтобы кто-то еще узнал о том, что я люблю людей, люблю для них петь.
— То есть от Татьяны Анциферовой еще можно ждать прорыва?
— Надеюсь. И глаз горит, и мозги все время в работе. Только если бы еще здоровье было – оно по-прежнему еще иногда мне ножку подставляет. Но я, как цыкну на него!
Татьяна Владимировна Анциферова (род. 11 июля 1954, Стерлитамак, Башкирская АССР, СССР) — советская и российская эстрадная певица (лирико-драматическое сопрано).
Отец Татьяны Анциферовой окончил Харьковский институт инженеров транспорта и был распределен в Башкирию. До 8 лет Татьяна жила в Стерлитамаке, пошла там в 1 класс и через неделю уехала с родителями в Харьков.
Пела в школьном ВИА. Училась в Харьковском музыкально-педагогическом училище. До своей звёздной популярности Татьяна пела в харьковском ДК «Строителей».
Эстрадную карьеру начала в ВИА «Лелеки» (рус. Аисты) под руководством Валерия Новака. Победив в 1971 году на республиканском конкурсе вокалистов, она стала солисткой ансамбля «Везувий» под руководством будущего мужа Владимира Белоусова. Осенью 1972 года дирекция киевского «Укрконцерта» пригласила коллектив «Везувий» работать в качестве аккомпанирующего ансамбля для известного певца Петра Топчия в программе «С песней по жизни». И в это же время, наряду с работой в программе, Топчий даёт Татьяне уроки миланской вокальной школы. С лета 1973 года ансамбль выступает самостоятельно под названием «Либiдь» (название летописной реки, являющейся правым притоком Днепра на территории Киева. Река названа в честь легендарной сестры основателей Киева Кия, Щека и Хорива).
В 1974 году пыталась вместе с мужем эмигрировать в США, но из-за болезни Белоусова об отъезде пришлось забыть.
С 1975 года ансамбль перебазируется в Закарпатскую филармонию в Ужгороде и работает под названием «Музики» (рус. Музыканты). Руководитель ансамбля Владимир Белоусов сделал всё для того, чтобы Татьяна попробовала себя в разных жанрах. В её репертуаре было всё: от народных песен Закарпатья до джаз-рока «Blood, Sweat & Tears», «Earth, Wind & Fire», «Chicago» и «Weather Report». Но самыми любимыми звездами и примерами для подражания для неё оставались итальянка Мина и американки Роберта Флэк, Барбра Стрейзанд и Карен Карпентер («The Carpenters»).
Татьяна сотрудничает с ленинградским композитором Виктором Резниковым и является первой исполнительницей его песен «Улетай, туча» и «В книжке записной».
В конце 1977 года главный «киношный» композитор СССР Александр Зацепин отдаёт ей свои песни «Ищу тебя», «Мир без любимого», «Он пришёл» и «Звездный мост», которые в 1978 году вошли в фильм «31 июня». И в этом же фильме, снятом по одноимённой повести Джона Б. Пристли режиссёром-постановщиком Леонидом Квинихидзе голос Татьяны прозвучал в кино впервые. Песню «Мир без любимого» Анциферовой запретили исполнять на сцене, потому что именно в это время режиссёр Юрий Любимов остался в Париже. Худсовет говорил: «Как мы можем пропустить эту песню? Ведь подумают, что мы сожалеем, что Любимов остался на Западе».
В 1979 году была работа для художественного фильма «Узнай меня» режиссёра-постановщика Владимира Попкова, где также прозвучали песни в исполнении Т. Анциферовой «Узнай меня» и «Ты поверь, поверь».
В 1980 году, как итог плодотворной работы в этих кинофильмах и большой популярности песен, Всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия» выпускает два диска: «Песни из кинофильма „31 июня“» Александра Зацепина и «Узнай меня» А. Зацепина и Л. Дербенёва, где были записаны песни в исполнении Татьяны Анциферовой. На диске к фильму «31 июня» исполняет все свои партии, кроме заглавной песни «Ищу тебя», которую переписали в исполнении Ксении Георгиади, так как худсовет фирмы «Мелодия» не одобрил эту песню в исполнении Анциферовой.
Стали хрестоматийными кадры завершения Олимпиады: под звуки песни Александры Пахмутовой «До свиданья, Москва» в небо улетает Олимпийский Мишка. Показаны многотысячные Лужники и крупно — плачущие лица гостей и спортсменов. Песню исполняли Татьяна Анциферова и Лев Лещенко. Исполнительницу выбирали из трёх «звезд» советской эстрады — Валентины Толкуновой, Людмилы Сенчиной и Татьяны Анциферовой. Утверждали кандидатуру певицы в ЦК КПСС. Первоначально планировалось, что Анциферова исполнит песню сольно, но затем решили добавить Льва Лещенко. За исполнение этой песни Анциферова не получила гонорар. Считалось, что ей оказана высокая честь — исполнить такую песню.
В олимпийское лето 1980 года записывает вместе с композитором Виктором Резниковым одну из лучших своих песен — «Лето без тебя». Песня стала популярной, она часто звучала по радио.
Татьяна Анциферова исполняла песни композиторов Д. Тухманова, В. Резникова, В. Матецкого, В. Преснякова и Ю. Маликова, И. Николаева, Т. Ефимова, И. Ефремова, Е. Дединской, О. Бабаскина, М. Шепф, Р. Майорова.
В 1981 дуэтом с Александром Серовым записывает песню «Междугородный разговор».
По словам Татьяны Анциферовой, в 1983 году на рок-фестивале в Берлине известный английский рок-музыкант Роберт Уайтт рассказывал, что песни Анциферовой, которые он услышал по радио, помогли ему пережить депрессию.
Весной 1981 года врачи обнаружили у певицы диффузный токсический зоб. В 1983 году певица перенесла операцию. Врачи сказали, что петь больше не сможет. Но Татьяна Анциферова решила вернуться на сцену.
В 1986 на фирме «Мелодия» вышел диск-гигант (LP) под названием «Оглянись на детство» (композитор Д. Тухманов). В том же году, после рождения сына, приостановила гастрольную деятельность.
В 1988 Анциферова записывает новые песни А. Зацепина к фильмам «Артистка из Грибова» и «Приключения Арслана». В 1989 певица записала песню «Вчерашний дождь», вошедшую в саундтрек художественного фильма «Женщина дня» (режиссёры Александр Баранов и Бахыт Килибаев).
В 1992 Татьяна исполнила партию Марии Магдалины в русскоязычной версии рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда», записывает альбом с песнями А.Рыбкина (экс. группа «Рок-Ателье»), работает с музыкантами рок-групп «Калинов мост», «Запрещённые барабанщики», «Ва-банк» и Найком Борзовым. В 1992 были записаны песни Александра Рыбкина и Карена Кавалеряна к диску «Всё хорошо», который вышел на фирме «Гала-рекордс» только лишь в 1997 году.
В 1996 вышел CD «Звёздный мост», в который вошли песни разных лет.
В течение 1996-98 гг. В. Белоусовым и К. Кавалеряном был написан цикл песен под общим названием «Леди-мармелад» (пока не издавался).
В 1998 приняла участие в проекте Дм. Ревякина (лидера группы «Калинов Мост») «Ревякин и соратники» — записала сольно песню «Ветер Южный», а также в качестве бэк-вокалистки — «Не Плачьте, Мама», вошедшие в альбом «Обряд» (Moroz Records).
В 1999 начала работу над альбомом «Встреча в Октябре (недоступная ссылка)» композитора Олега Бабаскина на стихи поэтессы Светланы Морозовой: «Встреча в октябре», «Два вечера в парке», «Будь со мной любимый».
С конца 90-х вместе с мужем работала в Театре Стаса Намина: Белоусов делал аранжировки, Анциферова записывала для спектаклей музыкальные номера.
В 2007 – песня А.Зацепина на стихи Марины Мишле «Magic Eyes». Композиция записана дуэтом вместе с Эл Ди Меола.
В 2008 на студии «Е-Рекордс» (г. Донецк, Украина) был записан CD «Узнай меня», в который вошли различные старые песни в новой версии.
В 2013 состоялся дуэт с Дмитрием Ревякиным в песне «Год 1904», альбом «Grandi Canzoni.Opus 1». Татьяна Анциферова продолжает музыкальную карьеру и радует своих почитателей новыми произведениями.
Сейчас певица занята преподавательской деятельностью в продюсерском центре С.Намина. Одним из учеников был бывший спикер Госдумы и кандидат на пост президента РФ в 2018 году Сергей Бабурин.
Вдова Владимира Ивановича Белоусова — композитора, аранжировщика, музыканта. Белоусов был на 12 лет старше Анциферовой.
Есть сын Вячеслав (1986 г.р.). От первого брака Белоусова — дочь.
Источник: Википедия.
Чтобы избежать рецидивов, необходимо полностью пересмотреть свой образ жизни. Игнорируя предписания проктолога, можно не только…
Безопасность на дороге и возможность не погибнуть в ДТП, будучи внутри машины или находясь на…
Гериатр рассказала интересные факты о долгожителях и их главных секретах.
Кто и как в России может заразиться птичьим гриппом? Какова угроза вспышки птичьего гриппа в…
Чтобы избежать рецидивов, необходимо полностью пересмотреть свой образ жизни. Игнорируя предписания проктолога, можно не только…
Исследователи усовершенствовали метод обработки сплава системы кобальт-хром-молибден для имплантатов тазобедренных суставов, штифтов, пластин и других…
Безопасность на дороге и возможность не погибнуть в ДТП, будучи внутри машины или находясь на…
Гериатр рассказала интересные факты о долгожителях и их главных секретах.
Кто и как в России может заразиться птичьим гриппом? Какова угроза вспышки птичьего гриппа в…
Влажность в квартире — проблема, которая сегодня волнует многих. Несмотря на множество технологичных решений в…