Как бороться с детским воровством
Ирина СОПОЛЕВА, семейный психолог-консультант
Неприятно заметить, что из кошелька пропали деньги. Но гораздо хуже обнаружить, что взял их не какой-то абстрактный воришка, а ваш собственный ребенок. А вдруг он протянет руку в сторону чужой вещи? Тут от стыда и ужаса становится совсем плохо. Неужели мой ребенок – вор?!
На эту тему неловко говорить, не хочется даже думать об этом. Но поддаваться эмоциям сейчас не время и не место. Cделаем усилие и попытаемся понять: почему же все-таки наши дети воруют?
Личное выше общественного
Играющий в песочнице малыш взял чужую машинку и решительно собирается отнести домой, а трехлетняя модница щедро делится с подружкой мамиными украшениями, позаимствованными из шкатулки. Назовем ли мы такие поступки воровством? Конечно, нет. В два-три года ребенок еще только начинает знакомиться с понятиями «свое» – «чужое», границы дозволенного для него еще очень размыты. Но то, что позволительно несмышленому малышу, кажется неправильным, когда происходит с ребенком постарше, ведь к 6–7 годам у детей уже должно сформироваться поведение, которое базируется на социальных нормах.
На прогулке Алиса прибежала к маме и радостно предложила полюбоваться изящным блокнотиком. На резонный вопрос, откуда, собственно, взялась такая красота, шестилетняя девочка ответила, что она нашла ее …в сумочке, что лежит на скамейке. Да, ей было интересно, что там, она и покопалась немножко.
Позже, обсуждая случившиеся, Алисиной маме пришлось признать, что среди родственников как-то не заострялся вопрос собственности. Большая семья в маленькой квартире – практически все находится в общем доступе.
Между тем, ребенку необходимо иметь что-то с грифом «МОЕ». Своя комната или хотя бы личный уголок в детской, полки в шкафу, игрушки, книги. Особенно это важно, когда малыш не один в семье и есть искушение сделать все общим – и шкаф, и книги, и куклы-машинки. Уважение к чужой собственности появится при условии, что дома члены семьи уважительно относятся и к личному пространству ребенка.
Засеять «Поле дураков»
Бабушка семилетней Наташи удивилась: куда пропала мелочь, традиционно хранящаяся в вазочке на полке? Взрослые частенько выкладывали монетки по рублю, а то и по два или пять, чтобы облегчить свой кошелек. Вазочка была пузатой, монет в ней было немало, пропавшая сумма оказалась не такой уж маленькой. Впрочем, виновница исчезновения наличности даже не скрывала своей причастности. Что такого? Она взяла монетки, чтобы поиграть с подружками. В «магазин» играли, а потом надоело, и они зарыли клад на площадке, закопав то, что осталось после игр.
Такие ситуации возникают, когда ребенок не знает цены денег, не воспринимает их как ценность. Выделение небольшой суммы на карманные расходы поможет ребенку научиться обращаться с деньгами, понять, что это не абстрактные бумажки. К тому же это научит сопоставлять свои желания и возможности, исходя из денежных средств, оказавшихся у него в наличии.
Аттракцион невиданной щедрости
10-летний Андрей не самый популярный мальчик в классе. До изгоя не дотягивает, но и лидером он никогда не был. А признания и внимания одноклассников так хочется! Мальчик решил, что популярность проще всего купить, вот только карманных денег на такую покупку не хватало. Из папиного кошелька были позаимствованы пятьсот рублей, которые были потрачены на сладости и чипсы для всего класса. Жест был эффектный, желанное признание получено, но как только угощение оказалось съеденным, общий восторг очень быстро сошел на нет. Папин кошелек снова был открыт, все пошло по проверенному сценарию, вот только тем же вечером мама одноклассника позвонила маме Андрея и в разговоре поинтересовалась – что за аттракцион невиданной щедрости? Теперь вот и ее сын просит денег, чтобы такое гуляние устроить…
Как поступить родителям в такой ситуации? Первым порывом большинства может стать разговор на повышенных тонах, страшные рассказы о воровском будущем незадачливого чада и даже рукоприкладство. А еще можно еще устроить публичное разбирательство, чтобы под полусотней удивленных и возмущенных взглядов проштрафившийся сполна ощутил всю тяжесть проступка.
Вот только такое развитие событий может нанести ребенку серьезнейшую моральную травму, и последствия стресса пожинать будет не только провинившийся, но и родители, выбравшие силовой метод решения проблемы.
Спокойствие участников ситуации – залог успеха. Родители Андрея выбрали правильную линию поведения – они не стали предавать огласке случившееся и сообщать всем, откуда у их сына деньги. Был серьезный разговор, было лишение желанного подарка, мальчику объяснили, что он потратил деньги, которые предназначались на эту покупку. А главное – родители вместе с сыном задумались о том, что можно сделать для того, чтобы изменить его положение в классе, каким еще способом можно завоевать признание.
Взять, что плохо лежит
Семиклассница Лиза обнаружила, что из ее сумочки пропал мобильный телефон. Потерять его она не могла, сумка оставалась без присмотра только один раз, в классе. Тогда было еще четверо ее сверстников – два мальчика и две девочки. Родители Лизы уже решили идти к директору, но в тот же день им позвонила мама одного из мальчиков и попросила о приватной встрече. Она рассказала, что ее сын действительно взял телефон, но не из желания оставить у себя навсегда, нет. Просто ему захотелось рассмотреть получше дорогую игрушку, испробовать ее возможности. Да еще там было видео, Лиза на уроке сняла мальчика, но кино ему не понравилось, и он не захотел, чтобы другие смотрели и смеялись. Вот и взял вещицу без спроса. Стер запись, поиграл немного, а потом задумался, что же дальше?
Самой частой причиной воровства у детей является детская импульсивность. Личное «хочу» пересиливает социальное «нельзя». Причины здесь могут быть разные. Например, ребенок может быть уверен, что родители ему такую вещь никогда не купят, это может быть и своеобразная форма мести кому-то из одноклассников, в конце концов, не нужно сбрасывать со счетов и безотчетное желание взять то, что «плохо лежит».
Повинуясь порыву, ребенок берет заинтересовавшую его вещь, не задумываясь о последствиях. А если тревожная мысль и возникает на обочине сознания, он ее прогоняет – потом подумаю, что делать.
Родителям ни в коем случае нельзя закрывать глаза на такие поступки.
Не стоит относиться к этому как к трагедии всемирного масштаба, но и бездействовать, ограничившись обычной выволочкой, тоже нельзя. Подтолкнуть ребенка к осознанию содеянного должен процесс выяснения обстоятельств кражи, извинение и объяснение с жертвой, а также последующее возвращение украденного.
Все это становится достаточно серьезным переживанием, объективно неприятным. Обычно воспоминание о пережитом останавливает ребенка от повторения подобного поступка. Однако если ребенок склонен к импульсивности в поведении, со стороны родителей необходим достаточно строгий контроль и серьезная работа по приучению к ответственности за свои действия.
Заметим, что детское воровство – явление очень и очень распространенное, но именно от родителей во многом зависит, станет ли оно единичной ошибкой или превратится в серьезную проблему.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Не стоит разбрасываться деньгами в прямом смысле слова. Семейные финансы не должны лежать на видном месте, провоцируя ребенка удовлетворить свою сиюминутную прихоть.
Помните принцип презумпции невиновности. Если есть подозрение, но серьезных доказательств не нашлось, толкуйте ситуацию в пользу «подозреваемого».
Откровенные и доверительные отношения позволят узнать о детских проблемах раньше, чем ваш ребенок столкнется с ними сам, без вашего участия. Не стоит забывать и о том, что зачастую детское воровство – всего лишь способ обратить на себя родительское внимание. Пусть со знаком минус, но так все же лучше, чем ничего, считает ребенок, испытывающий дефицит общения и тепла.
Если случаи воровства не единичны и вы чувствуете, что ваших усилий недостаточно для того, чтобы справиться с проблемой, обратитесь за помощью. Не закрывайте глаза на происходящее, обращение к специалисту со «стыдной» проблемой – меньшее из зол.