Валентин ПЕТРОВ, доктор медицинских наук
Над причинами возникновения катаракты ломают головы лучшие умы человечества. Недавно при обследовании семьи, в которой отмечались случаи врожденной катаракты, китайские исследователи обнаружили у больных мутации особого гена. Ученые считают, что этот ген играет роль в предрасположенности к развитию заболевания в пожилом возрасте.
Катаракта – стойкое помутнение хрусталика, приводящее к ухудшению зрения. Часто эта патология встречается у людей, перешагнувших критический рубеж – 55 лет. Причина болезни связана с возрастными изменениями тканей глаза. Во внутриглазной жидкости, омывающей и питающей биологическую линзу – хрусталик, со временем снижается концентрация витаминов, микроэлементов, аминокислот и других веществ, необходимых для поддержания прозрачности. Да и сам хрусталик стареет: сморщивается, растрескивается, уплотняется, в его центральной части формируется темное ядро. Под микроскопом такое помутнение напоминает звезду с разбегающимися в стороны лучами. Только света она не приносит: медленно опускает серый занавес, отгораживающий от видимого мира.
Взгляд из-под мухи
Поначалу зрение снижается незначительно: перед глазами появляются «летающие мушки», иногда отмечается искажение или множественное видение предметов (полиопия). У одних такое состояние длится годами, у других созревание катаракты идет довольно быстро. Хрусталик все больше мутнеет, набухает, увеличивается, давит на окружающие ткани, что может привести к повышению внутриглазного давления – развитию вторичной глаукомы. В стадии зрелой катаракты острота зрения снижается настолько, что человек отличает лишь свет от тьмы, а предметы практически не видит. Естественно, при катаракте не помогут никакие самые сильные очки: ведь на пути световых лучей стоит непроницаемая стена – мутный хрусталик.
Операция на выбор
Наиболее распространенным методом лечения по-прежнему остается экстракция (удаление) помутневшего хрусталика. До недавнего времени хирурги извлекали только зрелые катаракты, добиваясь лишь 30–40%-го восстановления зрения. В последние десятилетия специалисты научились оперировать пациентов на более ранних стадиях заболевания, возвращая взору почти 100%-ную остроту. Благодаря внедрению в практику щадящей микрохирургической технологии, современные операции по поводу экстракции катаракты малотравматичны и протекают, как правило, без серьезных осложнений.
Серая «пелена» спадает с глаз, но одновременно развивается сильная дальнозоркость. Для ее коррекции раньше назначали очки – очень тяжелые и неудобные. К тому же нужно иметь 2 пары – для дали и для чтения. Сейчас появилась возможность перейти на контактные линзы или вставить искусственный хрусталик.
Криоэкстракция катаракты заключается в удалении хрусталика специальным инструментом, охлажденным до минус 50–60°. Этим методом хорошо владеют хирурги областных, районных и городских больниц, где работают специализированные офтальмологические отделения.
Внутрикапсульная микрохирургия предполагает неполное удаление хрусталика: сохраняются задняя, а иногда и передняя стенки хрусталиковой капсулы, которые создают идеальные условия для имплантации искусственного хрусталика – благодаря сохраненным стенкам он встает на место, предназначенное ему самой природой. Но, увы, не исключена возможность развития вторичной катаракты из-за уплотнения задней стенки капсулы хрусталика.
Операция имплантации (вживления) интраокулярной линзы (искусственного хрусталика) хорошо отработана, длится 30–40 минут под местным наркозом (общий применяется в отдельных случаях). Даже очень пожилые люди (80–90 лет) переносят ее достаточно хорошо. Нередко такую операцию проводят одновременно с удалением катаракты. Правда, есть опасность отторжения глазом искусственного хрусталика, который по существу является инородным телом.
Ультразвуковая и лазерная факоэмульсификация – наиболее современное и наименее травматичное вмешательство, которое применяется только на ранних стадиях – при незрелой катаракте. Действуя лучом лазера или узко направленным пучком ультразвуковых волн, хирург делает минимальный разрез – 2–3 мм, извлекает хрусталик и заменяет его интраокулярной линзой. За рубежом операцию выполняют амбулаторно, а в нашей стране выписывают из больницы на 5–6-й день. В течение ближайших 3 месяцев после вмешательства нельзя поднимать более 10 кг и заниматься силовыми видами спорта. Иногда через 6 месяцев после операции задняя стенка капсулы хрусталика уплотняется, и возникает вторичная катаракта. От нее избавляет повторная факоэмульсификация с помощью лазера.
Капли, которые окулисты назначают в подобных случаях (катахром, витафакол, витайодурол, санкаталин, квинакс и другие), не способны «промыть» помутневший хрусталик до первозданной прозрачности. Эти лекарства эффективны лишь на начальных стадиях заболевания. В состав капель входят витамины, ферменты, аминокислоты, микроэлементы. Их систематическое применение улучшает питание хрусталика, приостанавливает помутнение глазной «линзы» и сдерживает созревание катаракты.
Хрусталик стареет быстрее под действием ультрафиолетовых лучей, ставших особенно «злыми» из-за озоновых дыр. Они запускают биохимические реакции, в результате которых аминокислота триптофан превращается в нерастворимую окрашенную субстанцию. Каждые полчаса, проведенные на ярком солнце без широкополой шляпы и темных очков (предпочтительнее с коричневыми, дымчатыми или желто-зелеными светофильтрами), увеличивают риск развития катаракты на 10%. Причем эта угроза реальна не только летом, но и зимой: в погожий январский денек за счет отражения от снега глаза получают удвоенное количество ультрафиолета.